Tehnostav.ru

Стройка и Ремонт
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учет огнетушителей в бухгалтерском учете

Как осуществляется учет огнетушителей в организации

В соответствии с положениями ФЗ №69 от 21-12-94 г. «О пожарной безопасности», постановлением Правительства №390 от 25-04-12 «О противопожарном режиме» каждая организация должна быть оснащена средствами пожаротушения, в частности, огнетушителями. Количество и состав этих средств зависят от характеристик помещения: в одних случаях достаточно огнетушителя, а в других – приобретаются сложные дорогостоящие системы пожаротушения. При этом в зависимости от стоимости они могут отражаться в бухгалтерском и налоговом учете как ОС и как МПЗ.

Пусть организация находится на общей системе НО и приобрела огнетушитель. В соответствии с требованиями безопасности были приобретены также топор, лопата, ведро. Стоимость каждого объекта МЦ менее 40000 руб. Можно вести учет отдельно, а можно сгруппировать все приобретения в один инвентарный объект, инвентарный щит. (см. ПБУ 6/1 п. 5,6, ПБУ 5/1 п. 3). И в этом случае его суммарная стоимость, очевидно, будет менее 40000 рублей. Рассмотрим учет приобретенного инвентарного объекта стоимостью 33000 рублей:

  • Дт 10-9 Кт 60 — 27966-10 — Отражен в учете пожарный щит.
  • Дт 19 Кт 60 — 5033-90 — Отражен в учете НДС.
  • Дт 60 Кт 51 — 33000-00 — Оплачены ТМЦ.
  • Дт 68 Кт 19 — 5033-90 — НДС к вычету.

Пусть крупная организация на ОСНО приобрела комплекс противопожарного оборудования, в который входят огнетушители, средства оповещения, ведра, лопаты, топоры.
Все ТМЦ, согласно ПБУ (см. выше), приняты к учету как единый инвентарный объект. Его стоимость суммарно составила 75000 руб., а оплата специалистов по установке и наладке – 5000 руб.

  • Д 08 К 60 — 63559-32 руб. — Отражена в учете противопожарная система.
  • Д 19 К 60 — 11440-68 руб. — Отражен в учете НДС со стоимости системы.
  • Д 08 К 60 — 4237-29 руб. — Отражены в учете услуги по установке и наладке.
  • Д 19 К 60 — 762-71 руб. — Отражен в учете НДС с услуг.

Далее 63559,32 +4237,29 = 67796,61:

  • Дт 01 Кт 08 — 67796-61 руб. — Противопожарная система введена в эксплуатацию.
  • Дт 60 Кт 51 — 80000-00 руб. — Оплачена система и услуги по ее установке (наладке).

11440,68+762,71= 12203,39: Д 68 К 19 — 12203-39 руб. — НДС к вычету.

Для контроля за движением огнетушителей в составе ТМЦ используют забалансовый учет или применяют ведомости учета инвентаря. Выбранный вариант необходимо прописать в учетной политике организации.

Амортизация

В налоговом учете амортизируемым признается имущество стоимостью от 100 тыс. руб. Следовательно, оба приведенных выше расчета имеют отношение к неамортизируемому имуществу с позиции НУ. В то же время бухгалтерский учет признает амортизируемым имущество от 40 тыс. руб. Во втором рассмотренном примере объект противопожарного назначения, принятый нами к учету, будет амортизироваться в целях БУ.

Чтобы избежать появления временных разниц и дополнительных расчетов, рекомендуется прописать в учетной политике следующее: в налоговом учете аналогично с бухгалтерским стоимость объектов в интервале 40-100 тыс. руб. также будет списываться в течение определенного времени, а не одномоментно. Статья 254 НК РФ (п. 1 пп. 3) позволяет налогоплательщику выбирать способ списания самостоятельно, если объект с точки зрения НУ не является основным средством.

УСН «доходы минус расходы»

Предполагает учет затрат, в том числе и на приобретение противопожарного оборудования. Уменьшение налоговой базы на фактически уплаченную сумму производится:

  • сразу;
  • поэтапно, равными долями, до конца налогового периода.

Первый случай возможен, если огнетушители учитываются как ТМЦ (инвентарь), а второй – если они включены в учет как ОС.

Напомним, что разделять на доли уплаченную за основное средство сумму для включения ее в расчет по налогу следует поквартально, по числу оставшихся до конца года периодов. Если объект оплачен не полностью, в расчет берется только сумма произведенной оплаты (НК РФ ст. 346.17-2, пп. 4; письмо ФНС №ЕД-4-3/1818 от 06-02-12.). Не забудьте ввести в эксплуатацию приобретенное оборудование, ведь включение в расходы его стоимости в ином случае будет незаконным (НК РФ ст. 346.16-3, пп.1). В стоимость огнетушителей включают и сумму НДС, уплаченную за них поставщику.

УСН «доходы» и ЕНВД

Указанные режимы не позволяют уменьшить налог на сумму приобретенных огнетушителей или инвентарных объектов, в состав которых те входят, но учет основных средств вести такие организации обязаны, как и предоставлять по итогам года бухгалтерскую отчетность.

Документальное оформление

Оприходование производится стандартными документами, применяемыми при учете основных средств или материалов (акт по форме ОС-1, накладная по форме ТОРГ-1, приходный ордер по форме М-4 и др.).

Важно! Списание огнетушителей целесообразно отразить в локальных актах организации.

Обычно после осмотра ответственного лица составляется служебная записка о невозможности эксплуатации огнетушителя, после чего по договору он передается специализированной организации для оценки и утилизации. Составляется акт дефектации, подтверждающий непригодность к использованию, и документ об утилизации.

На основании этих сведений в бухгалтерии составляют акт списания огнетушителя с использованием бланков первичных документов: актов на списание материалов, актов на списание инвентаря и хоз.принадлежностей, актов на списание ОС, установленных или разработанных в организации форм.

Журнал учета огнетушителей – важный документ, наличие и правильное заполнение которого в первую очередь проверяют пожарные службы. На основании данных, содержащихся в журнале, принимаются решения о дальнейшей эксплуатации или списании огнетушителя. Он содержит сведения о каждом объекте: его номере, марке, времени ввода в эксплуатацию, технических и физических характеристиках, проведенных проверках технического состояния и их результатах. Заверяется запись подписью ответственных лиц.

Сам журнал прошивается и заверяется печатью организации, а также подписью лица, ответственного за пожарную безопасность. Отсутствие этого документа может грозить штрафными санкциями.

На заметку! Проверка огнетушителей производится 1 раз в год, а перезарядка — раз в 5 лет или чаще, в зависимости от его технических характеристик и места установки.

Учет огнетушителей в бухгалтерском учете

В продолжение темы, начатой в публикации «Автомобильные «мелочи» на предприятии: ведем учет огнетушителей и автохимии», предлагаем рассмотреть особенности учета таких «авторасходов» в бюджетном учреждении.

Как и в случае с предприятиями, учреждения должны не только обеспечить собственный автопарк надлежащими средствами противопожарной безопасности, но и заботиться о внешнем виде своих транспортных средств. Не будем останавливаться на оргмоментах данного вопроса, ведь об этом достаточно было сказано в предыдущей статье, а сразу перейдем к бухучетной части.

Расходы на огнетушитель и автохимию

В общем, автомобильные огнетушители, как и любые другие активы учреждения, следует проклассифицировать с целью их отнесения к определенной группе активов – ОС (МНМА) или запасам (МБП).

В данном случае все главным образом зависит от ожидаемого срока полезного использования и стоимости.

Например, если ожидаемый срок полезного использования огнетушителя превышает один год и при этом его стоимость превышает 6000 грн (без НДС), он непременно классифицируется как объект ОС с дальнейшим отнесением его стоимости в дебет субсчета 1016 «Инструменты, приборы, инвентарь».

А вот в случае, если стоимость упомянутого актива не дотягивает до отметки в 6000 грн (без НДС), то такой предмет включается в состав МНМА и учитывается на одноименном субсчете 1113.

Однако, прежде чем расходы на приобретение автомобильного огнетушителя попадут в первоначальную стоимость определенной категории необоротных активов, согласно обычной процедуре такие расходы накапливаются в капинвестициях, то есть отражаются на субсчете 1311 «Капитальные инвестиции в основные средства».

Напомним, что перечень расходов, которые учреждение включает в первоначальную стоимость объектов ОС, приведен в п. 5 разд. II НП(С)БУгс 121 и в п. 3 разд. III Методрекомендаций № 11.

А уже после ввода в эксплуатацию таких активов капитализированные расходы списываются на соответствующий субсчет счета 10 «Основные средства» (в частности, субсчет 1016 или 1113).

Однако, если уж такие средства пожаротушения ожидается использовать до года, то в учете их место – в составе МБП (субсчет 1812).

Что касается приобретения разнообразной автохимии (очистителей дисков, силиконовой смазки, средств для очистки автопластика и стекла), то стоимость таких расходных материалов сначала оприходуется на субсчете 1518 «Прочие производственные запасы».

При этом, в зависимости от направлений использования автомобилей, стоимость автохимии, как и огнетушителей, целесообразно отражать по следующим расходным субсчетам:

8013 «Материальные расходы» – если эти матценности были использованы для автомобилей, используемых в процессе основной деятельности учреждения и на выполнение программ;

8113 «Материальные расходы» – если учреждение списывает их стоимость на обслуживание транспортных средств, используемых в процессе предоставления услуг или выполнения работ.

В то же время отметим: в дальнейшем стоимость необоротных активов подлежит амортизации на общих основаниях (разд. ІV НП(С)БУгс 121 и разд. V Методрекомендаций № 11).

Расходы на услуги автомойки

Как правило, во избежание хлопотного дела с мытьем автомобилей учреждения прибегают к услугам специализированных предприятий – автомоек.

Собственно, каких-то особенностей в учете приобретения таких услуг нет. Чаще всего между учреждением и предприятием заключается договор на обслуживание, а факт предоставления услуг по техническому обслуживанию оргтехники подтверждается соответствующим актом предоставленных услуг (выполненных работ).

Как и в случае со стоимостью огнетушителей и средств по уходу за машиной, стоимость услуг автомойки учреждение списывает на текущие расходы, в зависимости от направления использования автомобиля: либо в дебет субсчета 8013, либо в дебет субсчета 8113.

Расходы на приобретение огнетушителей и средств по уходу за транспортными средствами учреждения планируют и осуществляют по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь» (пп. 2.2.1 Инструкции № 333).

Напомним: в пп. 16 пп. 2.2.1 указанной Инструкции прямо предусмотрено планирование расходов на приобретение, в частности, запчастей к транспортным средствам, огнетушителям и другим комплектующим.

В то же время для планирования расходов на услуги автомойщиков, а также на услуги по перезарядке огнетушителей (если это технически предусмотрено) используется КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» (пп. 2.2.4 Инструкции № 333).

В завершение рассмотрим числовой пример.

Бюджетное учреждение (неплательщик НДС) за средства общего фонда приобрело следующие автотовары:

• огнетушитель порошковый ОП-2 (1 шт.) стоимостью 276,00 грн (признан МБП);

• очиститель дисков AUTO ASSISTANCE 500 мл (4 шт.) общей стоимостью 129,60 грн;

• силиконовую смазку PiTon 150 мл (5 шт.) общей стоимостью 495,00 грн;

• очиститель пластика Plak Vinet 750 мл (2 шт.) общей стоимостью 168,00 грн;

• очиститель стекла Doctor Wax 300 мл (5 шт.) общей стоимостью 780,00 грн.

Кроме того, учреждение воспользовалось услугами автомойки на общую сумму 621,00 грн.

Отражение указанных операций приведено в таблице.

Содержание хозяйственных операций

Корреспонденция субсчетов

Расходы на приобретение огнетушителя и автохимии

Получены ассигнования на приобретение огнетушителя и автохимии

Списание огнетушителей в бухучете

Чтобы обеспечить безопасность сотрудников и имущества бюджетной организации, каждый руководитель должен озаботиться наличием на территории производства необходимого количества первичных средств пожаротушения (ПСП). Среди прочего, к ним относятся огнетушители, исправное состояние которых периодически проверяет Государственный пожарный надзор. Поэтому важно контролировать их состояние.

Правила оформления журнала

Действующее законодательство не устанавливает какой-либо унифицированной формы, поэтому каждое предприятие разрабатывает ее самостоятельно. Однако, чтобы избежать возможных проблем при проверке, стоит перестраховаться и согласовать документ в пожарной инспекции, направив туда запрос с бланком. После получения от ведомства официального ответа, необходимо учесть все полученные замечания и утвердить журнал приказом руководителя. Само письмо от инспекторов ОНД ГПН также следует сохранить, оно может пригодиться при будущей проверке органами пожарного надзора.

Тем не менее, определенные правила соблюдения противопожарной безопасности в организациях все же регламентированы постановлением Правительства РФ 25.04.2012 № 390. В частности, установлена обязанность вести специальный журнал, в котором должны быть указаны указать следующие сведения:

  • марка и номер огнетушителя;
  • дата его введения в эксплуатацию;
  • место размещения;
  • сведения о заправленном веществе;
  • оценка технического состояния;
  • дата осмотра и замечания;
  • дата техобслуживания;
  • организация, которая осуществляла заправку;
  • дата поверки давления;
  • период проведения испытаний на прочность;
  • замечания;
  • ФИО и подпись ответственного лица.

В соответствии с требованиями законодательства, учет огнетушителей и учет остальных ПСП следует фиксировать в двух разных журналах. В каждой организации должен быть разработан образец заполнения журнала учета огнетушителей, пример такого документа должен находиться перед глазами, чтобы избежать ошибок и отклонений от утвержденной формы.

Кто заполняет

Ответственного за ведение документа следует назначить приказом. В компаниях с небольшим штатом эту функцию обычно берет на себя руководитель, в более крупных назначается специалист. В любом случае, ответственное лицо должно пройти специальные курсы обучения правилам пожарной безопасности и иметь соответствующее удостоверение.

Пример: как заполнять журнал учета огнетушителей

1. Титульный лист. Здесь необходимо указать реквизиты организации, дату начала ведения документа и дату его окончания.

Первый раздел. В нем указываются характеристики всех огнетушителей на предприятии, точное место их установки, уровень давления и марка наполняющего вещества.

3. Второй раздел. Он содержит сведения отехническом состоянии ПСП, датах проведения проверок и перезарядках. При этом необходимо указать наименование фирмы, которая осуществляла обслуживание.

4. Третий раздел. Здесь следует указать информацию о проведенных испытаниях, а также данные ответственных за проверку лиц.

Поскольку документ имеет формат журнала, его необходимо прошить и пронумеровать. Надпись: «Прошито, пронумеровано листов» должна быть заверена ответственным сотрудником с указанием ФИО и должности. При наличии печати предприятия, ее оттиск необходимо поставить таким образом, чтобы его часть располагалась на обложке, и часть на надписи «Прошито, пронумеровано листов».

Ответственность

За нарушение требований пожарной безопасности, которым, в том числе, признается отсутствие или неправильное оформление необходимой пожарной документации, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 150 000 до 200 000 рублей.

Читать еще:  Технические характеристики углекислотных, порошковых и воздушно-пенных огнетушителей

Более того, в случае выявления такого нарушения, организации предстоит очередная внеплановая проверка, в ходе которой инспекторы будут проверять, исправлены ли выявленные недочеты.

Скачать бесплатно журнал учета огнетушителей 2018 года

Утилизация огнетушителей: акт на списание огнетушителей

Любому, кто пользовался огнетушителем или приобретал его для своего предприятия, знакома проблема утилизации этого прибора. И действительно: в процедуре такого рода масса нюансов, которые необходимо учитывать. Очевидно, что просто выбросить огнетушитель, вышедший из употребления, нельзя. Тогда как же правильно поступить, чтобы не противоречить нормам пожарной безопасности и не выходить за рамки закона?

Утилизация огнетушителей

Для начала отметим: утилизация огнетушителей, которые находятся под давлением, запрещена! Пренебрежение этим правилом может стать причиной взрыва. Кроме того, утилизацией не может заниматься лицо, не достигшее 18 лет. Помимо возрастных ограничений, накладывается и ряд других. В частности, лицо, которое будет осуществлять утилизацию, должно иметь сертификат о прохождении специализированного обучения (правила пожарной безопасности плюс устройство сосудов под давлением). Только при соблюдении всех вышеназванных условий лицо может приступить к утилизации.

Рассмотрим ситуацию, когда прибор необходимо утилизовать вследствие его выхода из срока эксплуатации. Метод утилизации будет напрямую зависеть от устройства огнетушителя. Порошковые огнетушители подлежат утилизации в соответствии со следующим алгоритмом:

  • Проверяется уровень давления. Для этого необходимо использовать специальный индикатор;
  • Баллон разряжается. Чтобы разрядить баллон в соответствии с требованиями пожарной безопасности, сверьтесь с инструкцией;
  • После того, как баллон разряжен, необходимо провести демонтаж шланга (в некоторых случаях – демонтаж насадки).
  • Затем производится демонтаж запорно-пусковой головки и сифонной трубки;
  • В заключение необходимо провести демонтаж зарядного устройства (если оно имеется в наличии) и колес.

Можно считать, что на этом основная часть утилизации окончена. После всех вышеназванных операций остается только просверлить отверстия в баллоне (или сделать надрезы), так, чтобы корпус пришел в негодность. После этого баллон сдается компании, которая занимается переработкой черных металлов.

В целом, утилизация углекислотного огнетушителя кардинально отличаться от предыдущего алгоритма не может. Отметим лишь пару ключевых особенностей. Разряжаем огнетушитель (последовательность действий – на баллоне), демонтируем шланг с раструбом, далее – выкидную трубу и раму с колесами. Затем выворачиваем запорно-пусковой механизм с сифонной трубкой. Баллон приводим в негодность и сдаем в металлолом. Запорно-пусковой механизм – в цветмет. Вот и все. Утилизация завершена.

Те порошковые огнетушители, которые установлены на открытом пространстве (например, на кабине транспортного средства) и которые подвергаются негативному воздействию природных факторов, необходимо перезаряжать по меньшей мере раз в год. Порошковые огнетушители, защищенные от природных катаклизмов, нуждаются в перезарядке раз в 24 месяца.

Акт на списание огнетушителей

Однако огнетушитель подвергается утилизации не только вследствие его выхода из срока эксплуатации. Более распространена иная причина – списание по негодности. Корпус огнетушителя должен быть подвержен регулярным визуальным осмотрам. Раз в 5 лет необходимо проводить испытания огнетушителя на прочность и герметичность. В том случае, если испытания прошли неудачно, огнетушитель необходимо подвергнуть утилизации. Процедура проходи в несколько этапов.

Итак, в результате плановой проверки были обнаружены серьезные повреждения на корпусе прибора. Очевидно, что огнетушитель ремонту не подлежит. Действовать необходимо следующим образом. Сначала проводится повторный визуальный осмотр, выявляются все дефекты. После этого составляется служебная записка, в которой содержатся сведения о дефектах. Далее собирается специальная комиссия, целью которой является списание прибора. И только на завершающем этапе составляется акт о списании.

Если дефекты незначительны и определить, действительно ли огнетушитель пришел в негодность невозможно, тогда прибор отправляется в организацию, занимающуюся обслуживанием огнетушителей. В ответ придет акт о непригодности (документ, в котором содержатся подробные сведения об экспертизе). Далее производится списание прибора в обычном порядке.

Кроме того, важно уметь правильно составлять акт о списании. Этот документ станет основополагающим в дальнейшей утилизации. В акт о списании в обязательном порядке включены следующие разделы:

  • техническое состояние самого огнетушителя;
  • причины утилизации;
  • стоимость огнетушителя на первоначальном этапе; как изменилась эта стоимость в процессе эксплуатации;
  • затраты, которые пойдут на утилизацию;
  • результат утилизации;
  • соотношение расходов на утилизацию и выручки за нее.

Итак, после составления акта о списании, можно считать, что процедура ликвидации прошла успешно.

Очевидно, что даже крупным предприятиям, компаниям и организациям не так-то просто ликвидировать огнетушитель. Мало того, что для этого необходим специально обученный человек, так еще и в ряде случаев потребуется помощь юристов. Но это не значит, что утилизацию приборов надо оттягивать или вообще не проводить.

Напротив – чем вы быстрее на собственном опыте ознакомитесь с алгоритмом, тем проще будет в дальнейшем. Тем, кто ни в коем разе не желает работать с огнетушителями и заниматься их утилизацией, можно посоветовать обратиться в специальные корпорации, которые отточили механизм ликвидации до совершенства. Важно, что такие компании имеют лицензию на проведение подобных работ, а также – прошли аттестацию.

Процедура утилизации огнетушителя обойдется сравнительно недорого, избавит от необходимости освобождать место под неисправные приборы, а также поспособствует сохранению окружающей среды.

Главное – не отступать от инструкции и соблюдать правила безопасности.

Учет огнетушителей в бухгалтерском учете

Самый главный вопрос в этой части — к какой категории материальных ценностей следует отнести огнетушители? Предметы противопожарного назначения в бухгалтерском учете предприятия классифицируются как хозяйственный инвентарь. Причем предметы противопожарного назначения как хозинвентарь могут учитываться и среди малоценных быстроизнашивающихся предметов (МБП) на счете 22, и в числе необоротных активов на счете 106 «Инструменты, приборы, инвентарь» либо 112 «Малоценные необоротные материальные активы.

Куда же определить огнетушитель? Основным критерием, служащим для классификации огнетушителя в учете, будет срок его службы (эксплуатации)(п. 6 П(С)БУ 9, п. 4 П(С)БУ 7).

При этом в целях классификации следует ориентироваться не на фактический, а на предполагаемый (ожидаемый) срок использования огнетушителя

На каждом огнетушителе написано, какой у него срок службы. Как правило, это либо 1 год (например, те огнетушители, которые не подлежат последующей перезарядке), либо до 10 лет — те огнетушители, которые подлежат перезарядке. Поэтому смотрим в паспорт огнетушителя и принимаем решение.

При этом учтите! Эксплуатация огнетушителя — стадия жизненного цикла огнетушителя, на которой реализуется и обеспечивается его работоспособность. К стадиям эксплуатации огнетушителя относят: начало его эксплуатации, хранение, транспортирование, ожидание применения по назначению, применение по назначению, техническое обслуживание, а также завершение эксплуатации (п. п. 1. 5. 5 Порядка № 152).

Огнетушители, предполагаемый срок службы которых не более 1 года, предприятие вправе зачислить в состав МБП и учитывать на счете 22 (подробнее об учете МБП см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 68, с. 14).

А вот перезаряжаемые огнетушители, которые прослужат более 1 года или операционного цикла (когда он длится больше года), следует учитывать как необоротный актив. И здесь уже в зависимости от стоимости* огнетушители, попавшие в разряд необоротных активов, могут быть признаны объектами основных средств и учитываться на субсчете 106 или МНМА и учитываться на субсчете 112.

* Стоимостный критерий по решению предприятия (п. п. 5. 2 П(С)БУ 7) может быть установлен на уровне налогового — 2500 грн. Если упомянутый стоимостный критерий в приказе об учетной политике не определен, то у предприятия в бухучете все «долгослужащие» огнетушители попадут в состав основных средств.

Признаки, по которым следует классифицировать огнетушители в учете, представим на схеме.

В налоговом учете та же ситуация.

Огнетушители-МБП. Огнетушители, которые предположительно прослужат меньше года, не являются основными средствами. В понимании НКУ они учитываются как запасы. Стоимость таких огнетушителей не принимает участия в налоговом учете до тех пор, пока они не переданы в эксплуатацию.

Обратите внимание: при передаче огнетушителя в эксплуатацию его стоимость следует учесть в расходах по направлениям

Так, если огнетушитель куплен для производственного цеха или грузовика предприятия-перевозчика, то это счет 91, если для торгового здания — счет 93, если для офиса/авто директора — счет 92. В декларации по налогу на прибыль такие расходы

отражаются также по направлениям: стр. 05. 1 — для производственных объектов, стр. 06. 1 — для админобъектов, стр. 06. 2 — для «сбытовых» зданий/машин.

После передачи огнетушителей МБП в эксплуатацию и исключения их стоимости из состава активов (списания с баланса) должен быть организован их оперативный количественный учет. Такой оперативный учет переданных в эксплуатацию МБП ведут в количественном выражении на протяжении срока их фактического использования в разрезе мест эксплуатации и ответственных лиц.

Огнетушители-МНМА. У переносных перезарядных огнетушителей обычно срок службы заряда составляет 5 лет. Но их стоимость не велика и далеко не дотягивает до 2500 грн. Такие огнетушители в налоговом учете следует отражать в составе МНМА группы 11. В эту группу огнетушитель зачисляется по первоначальной стоимости с учетом всех расходов, связанных с его приобретением (транспортировка, установка).

Ввод огнетушителей-МНМА в эксплуатацию оформляется актом по форме № ОЗ-1.

Учет амортизируемой стоимости ведется отдельно по каждому объекту (п. 146. 1 НКУ). Амортизация должна начисляться (п. п. 145. 1. 6 НКУ):

— либо методом 50 % на 50 %

— либо методом 100 %. Суммы начисленной амортизации следует включать в расходы по направлениям в периоде ее начисления (п. 138. 5 НКУ). Такие суммы отражаются в составе общей суммы начисленных за отчетный период амортотчислений по графе 2 таблицы 1 приложении АМ к декларации по налогу на прибыль.

Огнетушители -ОС. Если вы купили огнетушитель посерьезнее, например передвижную установку на несколько баллонов ОП-50 или ОП-100 (как правило, такие огнетушители должны быть на заправках, СТО, и других объектов с повышенной опасностью), его стоимость может превышать и 2500 грн.

Огнетушители, срок полезного использования которых превышает 1 год и стоимость которых выше 2500 грн., следует учитывать в составе основных средств группы 6

Ввод таких огнетушителей в эксплуатацию оформляется актом по форме № ОЗ-1.

Учет амортизируемой стоимости ведется отдельно по каждому огнетушителю, входящему в группу 6 (п. 146. 1 НКУ). А с месяца, следующего за месяцем ввода огнетушителя в эксплуатацию, не забудьте начислить амортизацию.

Согласно п. 146. 2 НКУ амортизация начисляется помесячно в течение установленного предприятием срока полезного использования объекта, который для группы 6 должен быть не менее 4 лет.

Суммы амортизации включаем в расходы по направлениям использования того объекта (здания/машины), для которого приобретается огнетушитель. Амортизацию отражаем в периоде ее начисления (п. 138. 5 НКУ).

В приложении АМ к декларации по налогу на прибыль сумма начисленной амортизации по огнетушителям отдельно не выделяется, а отражается в составе общей суммы по графе 2 таблицы 1.

НДС по расходам на огнетушители. Учитывая хозяйственную направленность таких расходов, сумму «входного» НДС при наличии налоговой накладной можно отнести в налоговый кредит (пп. 198. 1 и 198. 3 НКУ) по правилу первого события (п. 198. 2 НКУ).

Пример 1. Предприятие в сентябре 2014 года для офисного здания приобрело огнетушители ОП-2 в количестве 5 шт., стоимостью за единицу 180грн. (в том числе НДС — 30 грн. ) и одну передвижную установку-огнетушитель ОП-100 стоимостью 3360грн. (в том числе НДС— 560грн. ) со сроком эксплуатации — 10лет. В том же месяце огнетушители переданы в эксплуатацию.

Таблица 1. Учет приобретения/эксплуатации огнетушителей

Как в бухучете списывается в расходы стоимость приобретенных огнетушителей?

Ответ: Списание стоимости огнетушителей в бухгалтерском учете производится в зависимости от того, как они были учтены при приобретении — в составе основных средств или материально-производственных запасов.

Обоснование: В зависимости от стоимости огнетушитель может быть учтен в составе основных средств или материально-производственных запасов.

Учет в качестве ОС

Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, предусмотренные п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее — ПБУ 6/01).

Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. Решение о стоимостном лимите закрепляется в учетной политике организации (п. 5 ПБУ 6/01).

Если стоимость огнетушителя выше установленного лимита и срок службы более 12 месяцев, то выполняются критерии для учета огнетушителя в качестве ОС.

Огнетушитель в составе основных средств учитывается на счете 01 «Основные средства» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации (п. 17 ПБУ 6/01).

По объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом (п. 17 ПБУ 6/01).

В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы (п. 19 ПБУ 6/01).

При принятии основных средств к учету составляется акт N ОС-1 или подобный ему самостоятельно разработанный акт приема-передачи основных средств, а также инвентарная карточка N ОС-6.

Начисление амортизации отражается:

Д-т счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»;

К-т счета 02 «Амортизация основных средств».

Учет в качестве МПЗ

Огнетушитель в составе материально-производственных запасов учитывается на счете 10 «Материалы» (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н), Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций).

Читать еще:  Углекислотный огнетушитель давление в баллоне

Стоимость огнетушителя списывается на расходы организации на дату его передачи со склада в соответствующие подразделения организации (п. п. 90, 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).

Данная операция отражается:

Д-т счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»;

К-т счета 10 «Материалы».

При разработке организацией форм первичных учетных документов по рассматриваемой операции можно взять за основу унифицированную форму N М-11 «Требование-накладная» (утв. Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а).

Форма N М-11 применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.

Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр служит сдающему складу основанием для списания ценностей, а второй — принимающему складу для оприходования ценностей.

Накладную подписывают материально ответственные лица соответственно сдатчика и получателя и сдают в бухгалтерию для учета движения материалов.

Для обеспечения сохранности огнетушителей организацией после списания их стоимости на расходы организуется контроль за их движением (п. 5 ПБУ 6/01).

Порядок такого контроля определяется организацией в документе, оформляющем учетную политику организации (Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России 06.10.2008 N 106н): например, вести учет таких огнетушителей на забалансовом счете 012 «Учтенные в составе МПЗ основные средства, переданные в подразделения», установить периодичность их инвентаризации, др.

Задать вопрос или заказать пособие можно тут

С уважением к вашему бизнесу,

Подписывайтесь на нас:

Список всех публикаций блога вы найдёте на главной странице канала

Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюс

Списание огнетушителей в организациях

Каждый руководитель должен не только обеспечить свою организацию средствами для тушения пожаров в соответствии с установленными нормами, но и назначить ответственного человека для контроля, записи состояния, проверки и списания. Если на предприятии есть возможность, то данную функцию выполняет инженер по пожарной безопасности. Если отсутствует такая возможность, лично контролировать исправность и списание устройств для тушения. Для контроля, записи результатов ведется журнал в свободной форме «Результаты технического обслуживания». Для крупных предприятий допустимо ведение не одного, а нескольких журналов.

Основные причины списания

В отличие от журнала, форма акта на списание огнетушителей единообразна и оформляется по строго обязательному образцу. Причины списания могут быть следующими:

  1. завершение срока эксплуатации. Время службы каждого огнетушителя указывает производитель. По большей части — это пять-десять лет, что, конечно, обусловлено моделью. Истечение срока не является прямой причиной для списания. После окончания срока службы и прохождения ТО (технического обслуживания) возможно продолжение их использования;
  2. пропажа огнетушителей. Если данные устройства отсутствуют по неизвестным причинам, то организация может выбрать один из двух вариантов для дальнейших действий: 1-й — списание из-за неисправности, 2-й — признание случая пропажи с обнаружением виновного лица (если такое возможно), инвентаризация, в соответствии с каковой составляется акт о списании;
  3. дефекты устройств для тушения. Корпус механизма следует систематически проверять визуально. Раз в пять лет (или чаще, по усмотрению ответственного лица) должны проходить испытания на прочность и герметичность корпуса и прочих составляющих. Если результаты испытаний отрицательные, а отремонтировать огнетушитель не представляется возможным, то он списывается.

Списание неисправных приборов

Списывать огнетушитель нужно в соответствии с установленными нормами и правилами. При обнаружении дефектов необходимо выполнить следующие действия:

  1. провести зрительный осмотр огнетушителя, ничего не разбирая и не открывая;
  2. составить служебную записку об обнаруженных дефектах;
  3. организовать специальную комиссию для списания огнетушителей;
  4. данная комиссия составляет акт о списании.

Как списать огнетушитель в этом случае (порядок действий):

  • обследование корпуса огнетушителя на наличие дефектов;
  • составление служебной записки об обнаружении таковых;
  • отправка аппарата в организацию, которая занимается дефектацией (оценкой технического состояния) и утилизацией и имеет специальное разрешение;
  • получение от этой организации соответствующего акта дефектации, с положительным результатом о невозможности эксплуатации в дальнейшем;
  • на основании этих документов бухгалтерия составляет акт списания огнетушителей.

Списание отсутствующих устройств

Разберем случай, когда списываемый огнетушитель отсутствует. Такие ситуации возникают на предприятиях достаточно часто, поэтому нужно знать, какие меры в этом случае предпринимаются.

Единой процедуры списания не предусмотрено, поэтому руководитель или инженер выбирают сами подходящий им порядок действий. Первый путь — можно воспользоваться предыдущей схемой и списывать пропавший огнетушитель, как неисправный. Второй способ — признать факт кражи и провести расследование, возможно, с участием правоохранительных органов, либо собственными силами. При этом план действий будет следующий:

  • человек, обнаруживший пропажу, пишет служебную записку;
  • на основании служебной записки руководитель предприятия предписывает провести внеочередную инвентаризацию;
  • проводится расследование внутри организации с привлечением правоохранительных органов (только по инициативе руководителей);
  • составляется акт о списании на основании данной инвентаризации и результатов расследования;
  • в случае, если виновник был найден, издается указ о взыскании с него суммы общего ущерба.

Как списать огнетушители в бюджетной организации

Рассмотрим подробно порядок действий при списании огнетушителей в бюджетной организации. Во-первых, все сертификаты на огнетушители должны иметься в наличии либо у руководителя предприятия, либо у ответственного лица.

Данные средства должны регулярно проверяться и хотя бы раз в пять лет подвергаться ТО (техническому обслуживанию) в организациях, которые должны иметь специальную лицензию Государственной противопожарной службы.

В законах нет четко установленных требований направленных на форму и порядок действий при списании огнетушителей.

По правилам противопожарные средства ставятся на учет в бюджетном учреждении как в составе основных средств, и списывание их оформляется как на объект основных средств. Члены комиссии, которая действует на предприятии постоянно, подписывают Акт о списании объектов имущества.

По требованиям инструкций в бухгалтерском учете ликвидация объекта происходит только после нефиктивных мероприятий (по уничтожению или утилизации). Комиссия может принять решение на основании износа огнетушителей (морального и физического) и непригодности, либо по другим причинам, предусмотренным законодательством, где речь идет об основных средствах.

Отразить в бухгалтерском учете выбытие основных средств можно только после утвержденного руководителем решения об их уничтожении. Решение должно быть согласовано со специализированными компаниями. План действий в бюджетной организации обозначается следующий:

  • поставить огнетушители на учет как основные средства;
  • при необходимости списания постоянная комиссия подписывает Акт о списании объектов имущества;
  • руководитель предприятия подписывает приказ, согласованный со специальными организациями, имеющими разрешение;
  • реализация мероприятий по утилизации;
  • отражение в бухгалтерской отчетности списания огнетушителей.

Как мы видим, порядок действий при списании огнетушителей существенно различается в зависимости от особенностей организации, в которой они состоят на учете. В одном действия должны быть сходны — утилизировать устройства для тушения пожаров ни в коем случае нельзя самостоятельно. Нужно передать его в специализированную организацию, которая имеет лицензию.

Средства пожаротушения на предприятии: учет

24.10.2016 24820 0 2

Из этой статьи вы узнаете: о том, что каждый объект недвижимости (а также сооружения и некоторые установки) в соответствии с законодательством должен быть оборудован первичными средствами пожаротушения.

Что можно сделать на практике:

  • приобретенные огнетушители и другие первичные средства пожаротушения приходуйте на баланс согласно критериям, предусмотренным вашей учетной политикой;
  • ведите учет огнетушителей в журнале, где приводится информация о типах огнетушителей и о датах и результатах проведения техдиагностики и техобслуживания.

Пожарная безопасность на предприятии

Наверняка каждый субъект хозяйствования знает по собственному опыту или хотя бы наслышан о том, что без согласования с органами государственной пожарной охраны ввод в эксплуатацию любого здания (производственного цеха, торгового комплекса и др.) невозможен. Причина в том, что в Украине существуют определенные требования к пожарной безопасности объектов – зданий, сооружений, территории, на которой находится предприятие. Кроме того, правила пожарной безопасности относятся и к выполнению определенных видов работ, например сварочных.

Такие требования установлены гл. 13 Кодекса гражданской защиты (далее – КГЗ) и подзаконными актами. Так, ч. 2 ст. 57 КГЗ предусмотрено, что начало работы вновь созданных предприятий, начало использования объектов недвижимости возможно на основании поданной декларации соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности. А для субъектов с высокой степенью риска – также при наличии положительного заключения по результатам экспертизы противопожарного состояния объекта.

На основании норм КГЗ приняты Правила пожарной безопасности в Украине, утвержденные приказом МВД от 30.12.14 г. № 1417 (далее – Правила № 1417). В соответствии с этими правилами к средствам противопожарной защиты относятся:

  • автоматические или автономные системы пожаротушения (установки пожарной сигнализации);
  • средства связи;
  • система противопожарного водопровода;
  • противопожарная техника (автомобили);
  • первичные средства пожаротушения.

Территория предприятия, здания, сооружения, помещения, технологические установки должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения: огнетушителями, ящиками с песком, бочками с водой, покрывалами из негорящего теплоизоляционного материала, пожарными ведрами, совковыми лопатами, другим пожарным инструментом (п. 3.6 разд. V Правил № 1417). Именно о таких первичных средствах пожаротушения мы и поговорим сегодня.

Первичные средства пожаротушения

Совершенно очевидно, что приобретеные средства пожарной безопасности являются производственными объектами. Ведь, согласно требованиям законодательства, без их наличия невозможно эксплуатировать здания и установки. Но вопрос в том, как их приходовать в бухгалтерском учете в момент приобретения. Рассмотрим на примере огнетушителей.

Стоимость огнетушителей варьируется от 100 грн. (аэрозоли и переносные огнетушители) до 10–12 тыс. грн. (передвижные) за штуку в зависимости от вместимости, массы огнетушащего вещества и огнетушащей способности. Срок эксплуатации устанавливается производителями и обычно составляет:

  • до 10 лет – для огнетушителей, которые в последующем перезаряжаются;
  • до 1 года – для огнетушителей, не подлежащих перезарядке.

Поэтому в зависимости от стоимости и срока эксплуатации огнетушители могут классифицироваться предприятием как основные средства, как малоценные необоротные материальные активы (далее – МНМА) или как запасы. В равной степени эти правила применимы и для других средств пожаротушения.

Эксплуатация огнетушителей состоит из нескольких стадий: начало эксплуатации, хранение, транспортировка, ожидание применения по назначению, применение по назначению, техобслуживание и завершение эксплуатации (пп. 1.5.5 Правил, утвержденных приказом МЧС от 02.04.04 г. № 152, далее – Правила № 152). При этом началом эксплуатации считается календарная дата, проставленная отделом технического контроля производителя в паспорте и маркировке огнетушителя (пп. 1.5.7 Правил № 152). Поэтому обратите внимание на эту дату, когда будете приобретать огнетушители, зачислять на баланс и определять срок их эксплуатации.

Бухгалтерский учет

Рассмотрим учет огнетушителей в зависимости от их классификации согласно критериям, предусмотренным учетной политикой предприятия.

1. Огнетушители как основные средства

Огнетушитель, признанный основным средством, целесообразно считать хозяйственным инвентарем и учитывать на субсчете 106 «Инструменты, приборы и инвентарь» или 109 «Прочие основные средства». В дальнейшем огнетушитель амортизируется методом, выбранным предприятием, в течение срока эксплуатации. Начисленная сумма амортизации включается в состав соответствующих расходов. Например, если огнетушитель используется (ожидает применения по назначению) в офисных помещениях, то сумму его амортизацию надо включать в состав административных расходов.

2. Огнетушители как малоценка

Если срок эксплуатации огнетушителя больше года, но стоимость не превышает стоимостный критерий для МНМА, тогда его нужно учитывать в составе МНМА на одноименном субсчете 112. Амортизация таких огнетушителей осуществляется согласно выбранному предприятием методу: начисляется либо в 100%-ном размере амортизируемой стоимости в первый же месяц использования огнетушителя, либо 50 % на 50 % (согласно п. 27 П(С)БУ 7).

3. Огнетушители как запасы

Когда срок эксплуатации огнетушителя составляет менее 1 года или операционного цикла, его следует учитывать как малоценный и быстроизнашивающийся предмет (МБП) на счете 22. При передаче в эксплуатацию стоимость таких огнетушителей следует списать в состав расходов, соответствующих направлению использования. После передачи огнетушителей в эксплуатацию и списания с баланса на предприятии нужно организовать их оперативный количественный учет. Такой оперативный учет переданных в эксплуатацию МБП ведут в количественном выражении на протяжении срока их фактического использования в разрезе мест эксплуатации и ответственных лиц.

4. Расходы на техобслуживание огнетушителей

Техобслуживание огнетушителей осуществляется в случаях, предусмотренных пп. 3.20.1 Правил № 152 (например, после их применения или при неудовлетворительных результатах периодического осмотра, проводимого ответственным сотрудником предприятия).

Техобслуживание представляет собой комплекс операций, направленных на проверку огнетушителя и обеспечение его работоспособности на стадии ожидания его применения по назначению, хранения, при транспортировке. Также по результатам техосмотра принимается решение о списании огнетушителя в случае его непригодности к дальнейшему применению.

Согласно пп. 3.18.1 Правил № 152, техобслуживание осуществляет пункт технического обслуживания огнетушителей (далее – ПТОО). ПТОО – это субъект хозяйствования, имеющий лицензию, выданную Госдепартаментом пожарной безопасности МЧС, который удостоверяет исправность огнетушителей. В процессе техобслуживания огнетушителей проводится их техническая диагностика, испытание, проверка, перезарядка и т. п.

Техническая диагностика огнетушителей осуществляется не реже одного раза в год (пп. 3.20.2 Правил № 152). Такие работы также выполняются ПТОО.

Все эти работы не бесплатны, свои затраты предприятие обычно включает в состав тех же расходов, что и затраты на обслуживание объектов, на которых огнетушители находятся.

Налог на прибыль

В налоговом учете никаких особых правил в случае приобретения и использования огнетушителей и других средств пожаротушения нет.

При использовании огнетушителей как основных средств предприятие с годовым доходом более 20 млн грн. руководствуется нормами ст. 138 Налогового кодекса (далее – НК). В частности, финрезультат до налогообложения, полученный в бухгалтерском учете:

  • увеличивает на сумму амортизации, дооценки, уменьшения полезности и остаточной стоимости огнетушителей в случае их выбытия по данным бухучета (согласно п. 138.1 НК);
  • уменьшает на определенные в налоговом учете суммы (п. 138.2 НК).
Читать еще:  Инструкция по использованию порошковых огнетушителей

Огнетушители, не используемые в хозяйственной деятельности предприятия, являются непроизводственными основными средствами. Амортизация по ним в налоговом учете не начисляется согласно пп. 138.3.2 НК (к таким можно отнести огнетушители, используемые в непроизводственных подразделениях предприятия).

Если огнетушители признаны МНМА, тогда предприятию надо принять во внимание, что есть два мнения ГФС на этот счет:

  • первое мнение (письмо от 18.11.15 г. № 25655/10-28-06-11) основано на том, что МНМА – такие же основные средства для целей налогового учета, как и остальные группы, и к ним применяются требования п. 138.1 и 138.2 НК;
  • согласно второму мнению (письмо от 05.02.16 г. № 2457/6/99-99-19-02-02-15), МНМА не являются основными средствами в понимании НК, и к ним не применяются требования о корректировке на разницы для основных средств.

Поэтому предприятие может либо самостоятельно решить, какое из этих мнений взять или же обратиться в орган ГФС за индивидуальной налоговой консультацией.

Если огнетушители признаны МБП, то разниц при расчете налога на прибыль нормами НК не предусмотрено.

Расходы на техдиагностику и техобслуживание огнетушителей формируют объект налогообложения согласно правилам бухгалтерского учета без отражения разниц (это же правило работает и в отношении непроизводственных огнетушителей).

НДС

Суммы НДС, уплаченные при приобретении огнетушителей, при их техдиагностике и техобслуживании, предприятие имеет право включить в состав налогового кредита – при наличии налоговой накладной, зарегистрированной в Едином реестре налоговых накладных (п. 201.10 НК).

При приобретении огнетушителей для использования в нехозяйственной деятельности или при переводе их в состав непроизводственных активов предприятию следует начислить налоговые обязательства согласно п. 198.5 НК (с учетом требований п. 189.1 НК).

Приведем пример отражения в учете расходов на приобретение и дальнейшее обслуживание огнетушителей.

Пример
Предприятие приобрело 3 автомобильных огнетушителя ВП-1 по цене 129 грн/шт. (в т. ч. НДС – 21,5 грн.) и 1 огнетушитель передвижной ВП-90 ценой 7 590 грн. (в т. ч. НДС – 1 265 грн.). Срок эксплуатации каждого огнетушителя – 10 лет. Автомобильные огнетушители используются в автотранспорте для перевозки товаров, передвижной огнетушитель – в здании офиса. В дальнейшем была проведена техдиагностика передвижного огнетушителя. Согласно акту выполненных работ, стоимость техдиагностики составила 30 грн. (в т. ч. НДС – 5 грн.).

Стоимостный критерий, установленный для МНМА учетной политикой предприятия, равен 6 000 грн. Метод амортизации, выбранный для основных средств – прямолинейный, для МНМА – 100 % в первом месяце использования.

Приобретение (зарядка) огнетушителей к пожароопасному сезону.

Согласно действующему законодательству каждое бюджетное учреждение должно обеспечивать пожарную безопасность принадлежащих ему объектов. Она осуществляется в целях защиты помещений и работающих в них сотрудников от пожара. В рамках исполнения указанных требований в первую очередь приобретаются первичные средства пожаротушения, к которым относятся огнетушители. В статье рассмотрим порядок отражения расходов на приобретение данного нефинансового актива.

В соответствии со ст. 37 Закона № 69-ФЗ [1] руководители организаций обязаны содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. При этом к первичным средствам пожаротушения относятся в частности переносные и передвижные огнетушители (ст. 43 Закона № 123-ФЗ [2] . В силу п. 70 Правил № 390 [3] руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями по нормам согласно приложениям 1 и 2 к данным правилам, а также следит за сроками их перезарядки, указанными в паспорте огнетушителя.

НА ЧТО НУЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ВЫБОРЕ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ?

Свои рекомендации при выборе огнетушителей МЧС приводит в специальном Обзоре [4] . В нем специалисты ведомства советуют обратить внимание на корпус огнетушителя. На нем должно быть указано, для тушения какого класса пожара он предназначен. Это связано с тем, что выбор типа и расчет количества огнетушителей осуществляются в зависимости от его огнетушащей способности, предельной площади помещения и класса пожара.

Следующими значимыми моментами являются срок эксплуатации огнетушителя, периодичность обслуживания, порядок его использования и меры безопасности. На каждый вид огнетушителя оформляется инструкция по применению и техническому обслуживанию, которая в обязательном порядке содержит такие требования:

  • основные параметры огнетушителя;
  • ограничения по температуре эксплуатации огнетушителя;
  • действия персонала в случае пожара;
  • порядок приведения огнетушителя в действие;
  • основные тактические приемы с огнетушителями при тушении возможного пожара;
  • действия персонала после тушения пожара;
  • объем и периодичность проведения технического обслуживания огнетушителей;
  • правила техники безопасности при использовании и техническом обслуживании огнетушителей.

Хотим напомнить, что в силу п. 5.27 Норм пожарной безопасности «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации. НПБ 166-97», утвержденных Приказом ГУГПС МВД РФ от 31.12.1997 № 84, не допускается использовать на защищаемом объекте огнетушители и заряды к ним, не имеющие сертификата пожарной безопасности. В связи с вышесказанным нужно обратить внимание на подтверждение факта сертификации (знаком соответствия, сертификатом и товаросопроводительными документами).

КАК ОТРАЗИТЬ РАСХОДЫ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ (ЗАРЯДКУ) ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ?

Чтобы правильно квалифицировать расходы, связанные с приобретением огнетушителей, следует определить, к какой группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) они относятся. Для этого необходимо обратиться к п. 38 Инструкции № 157н [5] . Согласно данному пункту материальные объекты имущества принимаются к учету в качестве основных средств, если:

  • срок их полезного использования – более 12 месяцев (независимо от стоимости);
  • они предназначены для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении работ, оказании услуг, осуществлении государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд.

Срок службы (полезного использования) огнетушителей, как правило, превышает 12 месяцев (п. 5.53 ГОСТ Р 51057-2001 [6] ), поэтому они могут быть отнесены к основным средствам. Соответственно, расходы на их приобретение следует отразить по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» в увязке со статьей 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ (Указания № 65н [7] ).

Пример 1

Бюджетное учреждение заключило договор на приобретение 20 углекислотных огнетушителей (ОУ-3) на сумму 17 800 руб. (цифры условные). Оплата осуществляется после поставки товара за счет средств субсидии, выделенной на выполнение госзадания.

В соответствии с ОКОФ [8] огнетушители углекислотные (код 330.28.29.22.110) отнесены к группе «Машины и оборудование» как оборудование для пожаротушения. Таким образом, указанное имущество подлежит учету на счете 0 101 04 000 «Машины и оборудование».

В соответствии с Инструкцией № 174н [9] в учете учреждения сделаны следующие записи:

Порядок бюджетного учета огнетушителей

Автор: Алексеева М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Вопрос:

Как отражаются в бюджетном учете операции по приобретению и техническому обслуживанию огнетушителей?

Ответ:

Согласно требованиям п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, руководитель учреждения должен обеспечивать объект защиты огнетушителями в соответствии с установленными нормами, а также обеспечивать соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.

В целях отражения в бюджетном учете приведенных в вопросе операций необходимо руководствоваться положениями СГС «Основные средства», а также нормами инструкций № 157н и № 162н (в редакции приказов Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н и № 65н).

Приобретение и принятие к учету огнетушителей.

Такие средства пожаротушения как огнетушители, соответствующие критериям, приведенным в п. 8 СГС «Основные средства», со сроком полезного использования более 12 месяцев независимо от стоимости принимаются к учету в качестве объектов основных средств (п. 38 Инструкции № 157н, п. 7 СГС «Основные средства»).

Согласно Указаниям № 65н расходы на их приобретение отражаются по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» в увязке со статьей 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Огнетушители принимаются к учету по их первоначальной стоимости, формируемой в сумме фактически произведенных капитальных вложений с учетом предъявленного НДС. Такая стоимость отражается на счете 1 106 31 000 «Вложения в основные средства – иное движимое имущество учреждения» и может включать элементы затрат, поименованные в п. 15 СГС «Основные средства» (п. 23 Инструкции № 157н, п. 30 Инструкции № 162н).

Согласно п. 45, 53 Инструкции № 157н группировка основных средств по счетам бухгалтерского учета (применение аналитики по счетам) осуществляется по видам имущества, соответствующим подразделам классификации, установленным ОКОФ. В данном классификаторе огнетушители отнесены к коду 330.28.29.22.110, включенному в группировку 330.28 «Машины и оборудование, не включенные в другие группировки». В связи с этим для учета указанных объектов будет использоваться счет 1 101 34 000 «Машины и оборудование – иное движимое имущество учреждения».

Срок полезного использования (эксплуатации) огнетушителей в целях принятия их к учету и начисления амортизации определяется в соответствии с Классификацией ОС. Однако код 330.28.29.22.110 ОКОФ в ней отсутствует. В связи с этим срок полезного использования данных объектов может быть установлен исходя из рекомендаций, содержащихся в документах производителя (технической документации) (по данному вопросу смотрите также письма Минфина РФ от 15.11.2017 № 03-03-06/1/75488, от 15.11.2017 № 03-03-06/1/75490, от 02.10.2017 № 03-03-06/1/63785, от 22.03.2017 № 03-03-06/1/16322).

В большинстве случаев стоимость огнетушителей (за штуку) не превышает 10 000 руб., поэтому при передаче в эксплуатацию они подлежат списанию с баланса и постановке на забалансовый учет (забалансовый счет 21 «Основные средства в эксплуатации») (п. 373 Инструкции № 157н). Отметим, что амортизация на такие объекты основных средств не начисляется.

Списывать с балансового учета огнетушители, стоимость которых превышает 10 000 руб., не нужно. Амортизация по ним будет начисляться в следующем порядке: при стоимости объекта от 10 000 до 100 000 руб. – 100% при вводе в эксплуатацию, а при стоимости свыше 100 000 руб. (что маловероятно) – в соответствии с рассчитанными нормами амортизации (п. 39 СГС «Основные средства»).

Операции по приобретению, принятию на баланс и вводу в эксплуатацию огнетушителей отражаются в учете с применением следующих корреспонденций счетов (п. 7, 10, 19, 33, 102, 111 Инструкции № 162н):

Содержание операции

Дебет

Кредит

Формирование первоначальной стоимости огнетушителей

Сформирована первоначальная стоимость огнетушителей:

– отражена их покупная стоимость

– отражены расходы, связанные с их приобретением, доставкой, приведением в состояние, пригодное для эксплуатации

Приняты огнетушители к бюджетному учету в составе основных средств

Расчеты с поставщиком, исполнителями работ (услуг)*

Погашена задолженность перед:

– исполнителями работ (услуг) по приобретению, доставке, приведению в состояние, пригодное для эксплуатации

Выдача в эксплуатацию огнетушителей…

стоимостью до 10 000 руб.

Отражены списание огнетушителей с баланса и постановка их к забалансовому учету

1 401 20 271
Забалансовый счет 21

стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. включительно

Начислена амортизация в размере 100%

* Расчеты по контрактам, условиями которых предусмотрено перечисление авансовых платежей, в данной статье не рассматриваются. Порядок отражения таких операций в бюджетном учете определен п. 80 Инструкции № 162н.

** В соответствии с Приказом Минфина РФ № 65н в 24 – 26-м разрядах счета указывается код 411 «Амортизация основных средств» КОСГУ.

Пример 1.

Казенное учреждение заключило контракт с единственным поставщиком на закупку 10 воздушно-пенных огнетушителей на сумму 30 000 руб. (3 000 руб. за шт.). Оплата по контракту произведена после поставки огнетушителей в учреждение. Данные средства пожаротушения были приняты к учету и введены в эксплуатацию.

В бюджетном учете отражены следующие корреспонденции счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Поступили огнетушители от поставщика

Отгрузочные документы поставщика

Погашена задолженность перед поставщиком

Выписка из лицевого счета получателя бюджетных средств (ф. 0531759)

Приняты огнетушители к бюджетному учету в составе основных средств

Отгрузочные документы поставщика

Выданы огнетушители в эксплуатацию

Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210)

Приняты к забалансовому учету огнетушители*

Забалансовый счет 21

Бухгалтерская справка (ф. 0504833)

* Согласно п. 373 Инструкции № 157н принятие к забалансовому учету огнетушителей осуществляется в условной оценке: один объект – один рубль, а при утверждении учреждением в рамках формирования учетной политики иного порядка – по балансовой стоимости введенных в эксплуатацию объектов.

Техническое обслуживание огнетушителей.

В целях поддержания огнетушителей в постоянной готовности к использованию и надежной работы всех узлов огнетушителя в течение всего срока эксплуатации необходимо проводить их техническое обслуживание. Такое обслуживание включает в себя периодические проверки, осмотры, ремонт, испытания и перезарядку огнетушителей (п. 4.3.1 СП 9.13130.2009).

В соответствии с Указаниями № 65н расходы на проведение названных мероприятий осуществляются по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и отражаются в бюджетном учете по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

В бюджетном учете указанные расходы отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражены расходы по контракту на проведение работ по техническому обслуживанию огнетушителей

Произведена оплата работ по соответствующему контракту*

* Расчеты по контрактам, условиями которых предусмотрено перечисление авансовых платежей, в данной статье не рассматриваются. Порядок отражения таких операций в бюджетном учете определен п. 80 Инструкции № 162н.

Пример 2.

Согласно заключенному контракту расходы казенного учреждения на перезарядку огнетушителей составили 25 000 руб. Оплата по контакту произведена по факту выполнения соответствующих работ.

В бюджетном учете сформированы следующие бухгалтерские записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Отражены расходы по контракту на перезарядку огнетушителей

Акт приемки-сдачи выполненных работ

Произведена оплата работ по контракту

Выписка из лицевого счета получателя бюджетных средств (ф. 0531759)

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector