Tehnostav.ru

Стройка и Ремонт
12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учет огнетушителей в бюджетной организации

Списание огнетушителей в бухучете

Чтобы обеспечить безопасность сотрудников и имущества бюджетной организации, каждый руководитель должен озаботиться наличием на территории производства необходимого количества первичных средств пожаротушения (ПСП). Среди прочего, к ним относятся огнетушители, исправное состояние которых периодически проверяет Государственный пожарный надзор. Поэтому важно контролировать их состояние.

Правила оформления журнала

Действующее законодательство не устанавливает какой-либо унифицированной формы, поэтому каждое предприятие разрабатывает ее самостоятельно. Однако, чтобы избежать возможных проблем при проверке, стоит перестраховаться и согласовать документ в пожарной инспекции, направив туда запрос с бланком. После получения от ведомства официального ответа, необходимо учесть все полученные замечания и утвердить журнал приказом руководителя. Само письмо от инспекторов ОНД ГПН также следует сохранить, оно может пригодиться при будущей проверке органами пожарного надзора.

Тем не менее, определенные правила соблюдения противопожарной безопасности в организациях все же регламентированы постановлением Правительства РФ 25.04.2012 № 390. В частности, установлена обязанность вести специальный журнал, в котором должны быть указаны указать следующие сведения:

  • марка и номер огнетушителя;
  • дата его введения в эксплуатацию;
  • место размещения;
  • сведения о заправленном веществе;
  • оценка технического состояния;
  • дата осмотра и замечания;
  • дата техобслуживания;
  • организация, которая осуществляла заправку;
  • дата поверки давления;
  • период проведения испытаний на прочность;
  • замечания;
  • ФИО и подпись ответственного лица.

В соответствии с требованиями законодательства, учет огнетушителей и учет остальных ПСП следует фиксировать в двух разных журналах. В каждой организации должен быть разработан образец заполнения журнала учета огнетушителей, пример такого документа должен находиться перед глазами, чтобы избежать ошибок и отклонений от утвержденной формы.

Кто заполняет

Ответственного за ведение документа следует назначить приказом. В компаниях с небольшим штатом эту функцию обычно берет на себя руководитель, в более крупных назначается специалист. В любом случае, ответственное лицо должно пройти специальные курсы обучения правилам пожарной безопасности и иметь соответствующее удостоверение.

Пример: как заполнять журнал учета огнетушителей

1. Титульный лист. Здесь необходимо указать реквизиты организации, дату начала ведения документа и дату его окончания.

Первый раздел. В нем указываются характеристики всех огнетушителей на предприятии, точное место их установки, уровень давления и марка наполняющего вещества.

3. Второй раздел. Он содержит сведения отехническом состоянии ПСП, датах проведения проверок и перезарядках. При этом необходимо указать наименование фирмы, которая осуществляла обслуживание.

4. Третий раздел. Здесь следует указать информацию о проведенных испытаниях, а также данные ответственных за проверку лиц.

Поскольку документ имеет формат журнала, его необходимо прошить и пронумеровать. Надпись: «Прошито, пронумеровано листов» должна быть заверена ответственным сотрудником с указанием ФИО и должности. При наличии печати предприятия, ее оттиск необходимо поставить таким образом, чтобы его часть располагалась на обложке, и часть на надписи «Прошито, пронумеровано листов».

Ответственность

За нарушение требований пожарной безопасности, которым, в том числе, признается отсутствие или неправильное оформление необходимой пожарной документации, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 150 000 до 200 000 рублей.

Более того, в случае выявления такого нарушения, организации предстоит очередная внеплановая проверка, в ходе которой инспекторы будут проверять, исправлены ли выявленные недочеты.

Скачать бесплатно журнал учета огнетушителей 2018 года

Утилизация огнетушителей: акт на списание огнетушителей

Любому, кто пользовался огнетушителем или приобретал его для своего предприятия, знакома проблема утилизации этого прибора. И действительно: в процедуре такого рода масса нюансов, которые необходимо учитывать. Очевидно, что просто выбросить огнетушитель, вышедший из употребления, нельзя. Тогда как же правильно поступить, чтобы не противоречить нормам пожарной безопасности и не выходить за рамки закона?

Утилизация огнетушителей

Для начала отметим: утилизация огнетушителей, которые находятся под давлением, запрещена! Пренебрежение этим правилом может стать причиной взрыва. Кроме того, утилизацией не может заниматься лицо, не достигшее 18 лет. Помимо возрастных ограничений, накладывается и ряд других. В частности, лицо, которое будет осуществлять утилизацию, должно иметь сертификат о прохождении специализированного обучения (правила пожарной безопасности плюс устройство сосудов под давлением). Только при соблюдении всех вышеназванных условий лицо может приступить к утилизации.

Рассмотрим ситуацию, когда прибор необходимо утилизовать вследствие его выхода из срока эксплуатации. Метод утилизации будет напрямую зависеть от устройства огнетушителя. Порошковые огнетушители подлежат утилизации в соответствии со следующим алгоритмом:

  • Проверяется уровень давления. Для этого необходимо использовать специальный индикатор;
  • Баллон разряжается. Чтобы разрядить баллон в соответствии с требованиями пожарной безопасности, сверьтесь с инструкцией;
  • После того, как баллон разряжен, необходимо провести демонтаж шланга (в некоторых случаях – демонтаж насадки).
  • Затем производится демонтаж запорно-пусковой головки и сифонной трубки;
  • В заключение необходимо провести демонтаж зарядного устройства (если оно имеется в наличии) и колес.

Можно считать, что на этом основная часть утилизации окончена. После всех вышеназванных операций остается только просверлить отверстия в баллоне (или сделать надрезы), так, чтобы корпус пришел в негодность. После этого баллон сдается компании, которая занимается переработкой черных металлов.

В целом, утилизация углекислотного огнетушителя кардинально отличаться от предыдущего алгоритма не может. Отметим лишь пару ключевых особенностей. Разряжаем огнетушитель (последовательность действий – на баллоне), демонтируем шланг с раструбом, далее – выкидную трубу и раму с колесами. Затем выворачиваем запорно-пусковой механизм с сифонной трубкой. Баллон приводим в негодность и сдаем в металлолом. Запорно-пусковой механизм – в цветмет. Вот и все. Утилизация завершена.

Те порошковые огнетушители, которые установлены на открытом пространстве (например, на кабине транспортного средства) и которые подвергаются негативному воздействию природных факторов, необходимо перезаряжать по меньшей мере раз в год. Порошковые огнетушители, защищенные от природных катаклизмов, нуждаются в перезарядке раз в 24 месяца.

Акт на списание огнетушителей

Однако огнетушитель подвергается утилизации не только вследствие его выхода из срока эксплуатации. Более распространена иная причина – списание по негодности. Корпус огнетушителя должен быть подвержен регулярным визуальным осмотрам. Раз в 5 лет необходимо проводить испытания огнетушителя на прочность и герметичность. В том случае, если испытания прошли неудачно, огнетушитель необходимо подвергнуть утилизации. Процедура проходи в несколько этапов.

Итак, в результате плановой проверки были обнаружены серьезные повреждения на корпусе прибора. Очевидно, что огнетушитель ремонту не подлежит. Действовать необходимо следующим образом. Сначала проводится повторный визуальный осмотр, выявляются все дефекты. После этого составляется служебная записка, в которой содержатся сведения о дефектах. Далее собирается специальная комиссия, целью которой является списание прибора. И только на завершающем этапе составляется акт о списании.

Если дефекты незначительны и определить, действительно ли огнетушитель пришел в негодность невозможно, тогда прибор отправляется в организацию, занимающуюся обслуживанием огнетушителей. В ответ придет акт о непригодности (документ, в котором содержатся подробные сведения об экспертизе). Далее производится списание прибора в обычном порядке.

Кроме того, важно уметь правильно составлять акт о списании. Этот документ станет основополагающим в дальнейшей утилизации. В акт о списании в обязательном порядке включены следующие разделы:

  • техническое состояние самого огнетушителя;
  • причины утилизации;
  • стоимость огнетушителя на первоначальном этапе; как изменилась эта стоимость в процессе эксплуатации;
  • затраты, которые пойдут на утилизацию;
  • результат утилизации;
  • соотношение расходов на утилизацию и выручки за нее.

Итак, после составления акта о списании, можно считать, что процедура ликвидации прошла успешно.

Очевидно, что даже крупным предприятиям, компаниям и организациям не так-то просто ликвидировать огнетушитель. Мало того, что для этого необходим специально обученный человек, так еще и в ряде случаев потребуется помощь юристов. Но это не значит, что утилизацию приборов надо оттягивать или вообще не проводить.

Напротив – чем вы быстрее на собственном опыте ознакомитесь с алгоритмом, тем проще будет в дальнейшем. Тем, кто ни в коем разе не желает работать с огнетушителями и заниматься их утилизацией, можно посоветовать обратиться в специальные корпорации, которые отточили механизм ликвидации до совершенства. Важно, что такие компании имеют лицензию на проведение подобных работ, а также – прошли аттестацию.

Процедура утилизации огнетушителя обойдется сравнительно недорого, избавит от необходимости освобождать место под неисправные приборы, а также поспособствует сохранению окружающей среды.

Главное – не отступать от инструкции и соблюдать правила безопасности.

Списание огнетушителей в организациях

Каждый руководитель должен не только обеспечить свою организацию средствами для тушения пожаров в соответствии с установленными нормами, но и назначить ответственного человека для контроля, записи состояния, проверки и списания. Если на предприятии есть возможность, то данную функцию выполняет инженер по пожарной безопасности. Если отсутствует такая возможность, лично контролировать исправность и списание устройств для тушения. Для контроля, записи результатов ведется журнал в свободной форме «Результаты технического обслуживания». Для крупных предприятий допустимо ведение не одного, а нескольких журналов.

Основные причины списания

В отличие от журнала, форма акта на списание огнетушителей единообразна и оформляется по строго обязательному образцу. Причины списания могут быть следующими:

  1. завершение срока эксплуатации. Время службы каждого огнетушителя указывает производитель. По большей части — это пять-десять лет, что, конечно, обусловлено моделью. Истечение срока не является прямой причиной для списания. После окончания срока службы и прохождения ТО (технического обслуживания) возможно продолжение их использования;
  2. пропажа огнетушителей. Если данные устройства отсутствуют по неизвестным причинам, то организация может выбрать один из двух вариантов для дальнейших действий: 1-й — списание из-за неисправности, 2-й — признание случая пропажи с обнаружением виновного лица (если такое возможно), инвентаризация, в соответствии с каковой составляется акт о списании;
  3. дефекты устройств для тушения. Корпус механизма следует систематически проверять визуально. Раз в пять лет (или чаще, по усмотрению ответственного лица) должны проходить испытания на прочность и герметичность корпуса и прочих составляющих. Если результаты испытаний отрицательные, а отремонтировать огнетушитель не представляется возможным, то он списывается.

Списание неисправных приборов

Списывать огнетушитель нужно в соответствии с установленными нормами и правилами. При обнаружении дефектов необходимо выполнить следующие действия:

  1. провести зрительный осмотр огнетушителя, ничего не разбирая и не открывая;
  2. составить служебную записку об обнаруженных дефектах;
  3. организовать специальную комиссию для списания огнетушителей;
  4. данная комиссия составляет акт о списании.

Как списать огнетушитель в этом случае (порядок действий):

  • обследование корпуса огнетушителя на наличие дефектов;
  • составление служебной записки об обнаружении таковых;
  • отправка аппарата в организацию, которая занимается дефектацией (оценкой технического состояния) и утилизацией и имеет специальное разрешение;
  • получение от этой организации соответствующего акта дефектации, с положительным результатом о невозможности эксплуатации в дальнейшем;
  • на основании этих документов бухгалтерия составляет акт списания огнетушителей.

Списание отсутствующих устройств

Разберем случай, когда списываемый огнетушитель отсутствует. Такие ситуации возникают на предприятиях достаточно часто, поэтому нужно знать, какие меры в этом случае предпринимаются.

Единой процедуры списания не предусмотрено, поэтому руководитель или инженер выбирают сами подходящий им порядок действий. Первый путь — можно воспользоваться предыдущей схемой и списывать пропавший огнетушитель, как неисправный. Второй способ — признать факт кражи и провести расследование, возможно, с участием правоохранительных органов, либо собственными силами. При этом план действий будет следующий:

  • человек, обнаруживший пропажу, пишет служебную записку;
  • на основании служебной записки руководитель предприятия предписывает провести внеочередную инвентаризацию;
  • проводится расследование внутри организации с привлечением правоохранительных органов (только по инициативе руководителей);
  • составляется акт о списании на основании данной инвентаризации и результатов расследования;
  • в случае, если виновник был найден, издается указ о взыскании с него суммы общего ущерба.

Как списать огнетушители в бюджетной организации

Рассмотрим подробно порядок действий при списании огнетушителей в бюджетной организации. Во-первых, все сертификаты на огнетушители должны иметься в наличии либо у руководителя предприятия, либо у ответственного лица.

Данные средства должны регулярно проверяться и хотя бы раз в пять лет подвергаться ТО (техническому обслуживанию) в организациях, которые должны иметь специальную лицензию Государственной противопожарной службы.

В законах нет четко установленных требований направленных на форму и порядок действий при списании огнетушителей.

По правилам противопожарные средства ставятся на учет в бюджетном учреждении как в составе основных средств, и списывание их оформляется как на объект основных средств. Члены комиссии, которая действует на предприятии постоянно, подписывают Акт о списании объектов имущества.

По требованиям инструкций в бухгалтерском учете ликвидация объекта происходит только после нефиктивных мероприятий (по уничтожению или утилизации). Комиссия может принять решение на основании износа огнетушителей (морального и физического) и непригодности, либо по другим причинам, предусмотренным законодательством, где речь идет об основных средствах.

Отразить в бухгалтерском учете выбытие основных средств можно только после утвержденного руководителем решения об их уничтожении. Решение должно быть согласовано со специализированными компаниями. План действий в бюджетной организации обозначается следующий:

  • поставить огнетушители на учет как основные средства;
  • при необходимости списания постоянная комиссия подписывает Акт о списании объектов имущества;
  • руководитель предприятия подписывает приказ, согласованный со специальными организациями, имеющими разрешение;
  • реализация мероприятий по утилизации;
  • отражение в бухгалтерской отчетности списания огнетушителей.

Как мы видим, порядок действий при списании огнетушителей существенно различается в зависимости от особенностей организации, в которой они состоят на учете. В одном действия должны быть сходны — утилизировать устройства для тушения пожаров ни в коем случае нельзя самостоятельно. Нужно передать его в специализированную организацию, которая имеет лицензию.

Порядок бюджетного учета огнетушителей

Автор: Алексеева М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Вопрос:

Как отражаются в бюджетном учете операции по приобретению и техническому обслуживанию огнетушителей?

Ответ:

Читать еще:  Какой огнетушитель лучше для дома?

Согласно требованиям п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, руководитель учреждения должен обеспечивать объект защиты огнетушителями в соответствии с установленными нормами, а также обеспечивать соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.

В целях отражения в бюджетном учете приведенных в вопросе операций необходимо руководствоваться положениями СГС «Основные средства», а также нормами инструкций № 157н и № 162н (в редакции приказов Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н и № 65н).

Приобретение и принятие к учету огнетушителей.

Такие средства пожаротушения как огнетушители, соответствующие критериям, приведенным в п. 8 СГС «Основные средства», со сроком полезного использования более 12 месяцев независимо от стоимости принимаются к учету в качестве объектов основных средств (п. 38 Инструкции № 157н, п. 7 СГС «Основные средства»).

Согласно Указаниям № 65н расходы на их приобретение отражаются по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» в увязке со статьей 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Огнетушители принимаются к учету по их первоначальной стоимости, формируемой в сумме фактически произведенных капитальных вложений с учетом предъявленного НДС. Такая стоимость отражается на счете 1 106 31 000 «Вложения в основные средства – иное движимое имущество учреждения» и может включать элементы затрат, поименованные в п. 15 СГС «Основные средства» (п. 23 Инструкции № 157н, п. 30 Инструкции № 162н).

Согласно п. 45, 53 Инструкции № 157н группировка основных средств по счетам бухгалтерского учета (применение аналитики по счетам) осуществляется по видам имущества, соответствующим подразделам классификации, установленным ОКОФ. В данном классификаторе огнетушители отнесены к коду 330.28.29.22.110, включенному в группировку 330.28 «Машины и оборудование, не включенные в другие группировки». В связи с этим для учета указанных объектов будет использоваться счет 1 101 34 000 «Машины и оборудование – иное движимое имущество учреждения».

Срок полезного использования (эксплуатации) огнетушителей в целях принятия их к учету и начисления амортизации определяется в соответствии с Классификацией ОС. Однако код 330.28.29.22.110 ОКОФ в ней отсутствует. В связи с этим срок полезного использования данных объектов может быть установлен исходя из рекомендаций, содержащихся в документах производителя (технической документации) (по данному вопросу смотрите также письма Минфина РФ от 15.11.2017 № 03-03-06/1/75488, от 15.11.2017 № 03-03-06/1/75490, от 02.10.2017 № 03-03-06/1/63785, от 22.03.2017 № 03-03-06/1/16322).

В большинстве случаев стоимость огнетушителей (за штуку) не превышает 10 000 руб., поэтому при передаче в эксплуатацию они подлежат списанию с баланса и постановке на забалансовый учет (забалансовый счет 21 «Основные средства в эксплуатации») (п. 373 Инструкции № 157н). Отметим, что амортизация на такие объекты основных средств не начисляется.

Списывать с балансового учета огнетушители, стоимость которых превышает 10 000 руб., не нужно. Амортизация по ним будет начисляться в следующем порядке: при стоимости объекта от 10 000 до 100 000 руб. – 100% при вводе в эксплуатацию, а при стоимости свыше 100 000 руб. (что маловероятно) – в соответствии с рассчитанными нормами амортизации (п. 39 СГС «Основные средства»).

Операции по приобретению, принятию на баланс и вводу в эксплуатацию огнетушителей отражаются в учете с применением следующих корреспонденций счетов (п. 7, 10, 19, 33, 102, 111 Инструкции № 162н):

Содержание операции

Дебет

Кредит

Формирование первоначальной стоимости огнетушителей

Сформирована первоначальная стоимость огнетушителей:

– отражена их покупная стоимость

– отражены расходы, связанные с их приобретением, доставкой, приведением в состояние, пригодное для эксплуатации

Приняты огнетушители к бюджетному учету в составе основных средств

Расчеты с поставщиком, исполнителями работ (услуг)*

Погашена задолженность перед:

– исполнителями работ (услуг) по приобретению, доставке, приведению в состояние, пригодное для эксплуатации

Выдача в эксплуатацию огнетушителей…

стоимостью до 10 000 руб.

Отражены списание огнетушителей с баланса и постановка их к забалансовому учету

1 401 20 271
Забалансовый счет 21

стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. включительно

Начислена амортизация в размере 100%

* Расчеты по контрактам, условиями которых предусмотрено перечисление авансовых платежей, в данной статье не рассматриваются. Порядок отражения таких операций в бюджетном учете определен п. 80 Инструкции № 162н.

** В соответствии с Приказом Минфина РФ № 65н в 24 – 26-м разрядах счета указывается код 411 «Амортизация основных средств» КОСГУ.

Пример 1.

Казенное учреждение заключило контракт с единственным поставщиком на закупку 10 воздушно-пенных огнетушителей на сумму 30 000 руб. (3 000 руб. за шт.). Оплата по контракту произведена после поставки огнетушителей в учреждение. Данные средства пожаротушения были приняты к учету и введены в эксплуатацию.

В бюджетном учете отражены следующие корреспонденции счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Поступили огнетушители от поставщика

Отгрузочные документы поставщика

Погашена задолженность перед поставщиком

Выписка из лицевого счета получателя бюджетных средств (ф. 0531759)

Приняты огнетушители к бюджетному учету в составе основных средств

Отгрузочные документы поставщика

Выданы огнетушители в эксплуатацию

Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210)

Приняты к забалансовому учету огнетушители*

Забалансовый счет 21

Бухгалтерская справка (ф. 0504833)

* Согласно п. 373 Инструкции № 157н принятие к забалансовому учету огнетушителей осуществляется в условной оценке: один объект – один рубль, а при утверждении учреждением в рамках формирования учетной политики иного порядка – по балансовой стоимости введенных в эксплуатацию объектов.

Техническое обслуживание огнетушителей.

В целях поддержания огнетушителей в постоянной готовности к использованию и надежной работы всех узлов огнетушителя в течение всего срока эксплуатации необходимо проводить их техническое обслуживание. Такое обслуживание включает в себя периодические проверки, осмотры, ремонт, испытания и перезарядку огнетушителей (п. 4.3.1 СП 9.13130.2009).

В соответствии с Указаниями № 65н расходы на проведение названных мероприятий осуществляются по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и отражаются в бюджетном учете по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

В бюджетном учете указанные расходы отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражены расходы по контракту на проведение работ по техническому обслуживанию огнетушителей

Произведена оплата работ по соответствующему контракту*

* Расчеты по контрактам, условиями которых предусмотрено перечисление авансовых платежей, в данной статье не рассматриваются. Порядок отражения таких операций в бюджетном учете определен п. 80 Инструкции № 162н.

Пример 2.

Согласно заключенному контракту расходы казенного учреждения на перезарядку огнетушителей составили 25 000 руб. Оплата по контакту произведена по факту выполнения соответствующих работ.

В бюджетном учете сформированы следующие бухгалтерские записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Отражены расходы по контракту на перезарядку огнетушителей

Акт приемки-сдачи выполненных работ

Произведена оплата работ по контракту

Выписка из лицевого счета получателя бюджетных средств (ф. 0531759)

Учет огнетушителей в бюджетной организации

Разъясните, как вести налоговый и бухгалтерский учет (с корреспонденцией счетов) средств пожарной безопасности и расходов по заправке огнетушителей? Наше ТОО (СНР для производителей сельхозпродукции) приобрело пожарный щит и огнетушители, а также ежегодно несет расходы по заправке огнетушителей. 1. Являются ли средства пожарной безопасности (пожарные щиты, огнетушители) основными средствами или расходы на их приобретение списывать на административные, общехозяйственные или накладные расходы? 2. Также, как учитывать расходы по заправке огнетушителей, которые производятся ежегодно: сразу списывать на расходы или же по сроку действия зарядки огнетушителя. Например, заправили в июне текущего года, срок действия заряда огнетушителя по июнь следующего года, т.е. нужно в текущем году на вычеты взять только расходы по зарядке за 6 месяцев, а оставшуюся сумму взять на расходы в следующем году? Как вести налоговый и бухгалтерский учет (корреспонденция счетов) средств пожарной безопасности и расходов по заправке огнетушителей?

ОТВЕТ на первую часть вопроса

Анализ ситуации

Ведение бухгалтерского и налогово­го учета первичных средств пожароту­шения зависит от того, какими стандар­тами финансовой отчетности вы руко­водствуетесь на предприятии и вашей учетной политики. Как правило, юри­дические лица в Республике Казахстан осуществляют бухгалтерский учет в со­ответствии с Международными стан­дартами финансовой отчетности (далее – МСФО). Крестьянские и фермерские хозяйства ведут учет в соответствии с Национальным стандартом финансовой отчетности (далее – НСФО), утвержден­ным приказом Министра финансов РК от 31 января 2013 года № 50.

Наш пример мы разберем в обоих слу­чаях применения разных стандартов.

1. В соответствии с МСФО IAS 16, Основные средства — это материаль­ные активы, которые:

(a) предназначены для использования в процессе производства или поставки товаров и предоставления услуг, при сдаче в аренду или в административ­ных целях;

(b) предполагаются к использованию в течение более чем одного отчетно­го периода.

Пожарные щиты и огнетушители не используются в процессе производства или поставки товаров и предоставления услуг, но, в то же время, используются в течение более чем одного отчетного пе­риода (календарного года).

Согласно пункту 8 МСФО IAS 16 «Основные средства», при признании основных средств, если запасные ча­сти и сервисное оборудование можно использовать только в связи с эксплуа­тацией объекта основных средств, они учитываются как основные средства.

Ответ

Таким образом, по МСФО, первичные средства пожаротушения можно отнести к основным средствам. Единственное, что учитывать их следует отдельным пун­ктом, как малоценные основные сред­ства, со сроком использования более 12 месяцев.

Дт 2420 – Основные средства – мало­ценные со сроком пользования более 12 месяцев.

Кт 3310 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками.

По налоговому учету на вычеты в со­ответствии с Налоговым Кодексом будут идти амортизационные отчисления, ис­численные с этих средств пожаротуше­ния. Согласно пункту 43 МСФО IAS 16 «Основные средства», каждый компо­нент объекта основных средств, се­бестоимость которого составляет значительную величину относительно общей себестоимости объекта, амор­тизируется отдельно. Предприятие вправе начислять амортизацию отдельно по компонентам объекта, себестоимость которых не явля­ется значительной по отношению к себестоимости всего объекта.

Дополнительные пояснения

Учитывая изложенное выше, средства пожаротушения в бухгалтерском и нало­говом учете могут быть признаны основ­ными средствами, а можно признать и то­варно-материальными ценностями.

Поскольку МСФО IAS 16 «Основные средства» не определяет единицу изме­рения, которая должна использоваться при признании, т.е., что именно состав­ляет объект основных средств. Таким образом, при использовании критери­ев признания основного средства при­менительно к конкретной ситуации, в которой находится предприятие, тре­буется профессиональное суждение. В некоторых случаях целесообразно объ­единить отдельные незначительные объекты, например, шаблоны, инстру­менты и штампы, и использовать кри­терии применительно к их агрегиро­ванной (совокупной) стоимости.

Профессиональное суждение обычно связано с оценкой существенности актива и ожидаемых экономических выгод от его использования и срока использования. В практике обычно такие малоценные акти­вы, как средства пожаротушения, не при­знаются в качестве основных средств, а приходуются как материальные запасы и списываются на расходы периода.

Но наиболее безопасным для налого­плательщика, с точки зрения дополни­тельного обложения налогами во время проведения налоговой проверки, видит­ся признание средств пожаротушения как основных средств.

2. Согласно пункту 12 НСФО, Основные средства и нематериальные ак­тивы признаются в качестве актива, если:

существует вероятность того, что будущие экономические выгоды, связан­ные с активом, поступят субъекту;

– себестоимость актива может быть надежно измерена;

– актив приобретается не для по­следующей продажи в ходе обычной деятельности.

Кроме того, согласно пункту 13 НСФО, к основным средствам относятся акти­вы, имеющие материально-веществен­ную форму. Например, недвижимость, транспортные средства, машины и оборудование, животные и многолет­ние растения, а также иное имуще­ство, определяемое Гражданским ко­дексом РК, как недвижимое и движимое имущество, которые удерживаются субъектом для использования в произ­водстве или поставки товаров (работ, услуг), для сдачи в аренду другим лицам, или прироста стоимости, или в адми­нистративных целях, и которые пред­полагается использовать в течение бо­лее чем одного периода.

Ответ

Таким образом, первичные средства пожаротушения согласно НСФО не при­знаются основными средствами. Здесь лучше оприходовать как товарно-матери­альные ценности и списать на расходы периода в том же году, когда были при­обретены активы.

Дт 1350 – Прочие запасы.

Кт 3310 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками.

Дт 7210, 7470 – Административные или прочие расходы.

Кт 1350 – Прочие запасы.

Но опять же все зависит от профес­сионального суждения при оценке при­обретаемых средств пожаротушения. Можно и отнести на малоценные основ­ные средства, и списывать через амор­тизационные отчисления.

Выбор одного из методов учета первич­ных средств пожаротушения за бухгалте­ром организации. Поэтому ему необхо­димо в учетной политике предприятия прописать порядок отнесения на расхо­ды первичных средств пожаротушения.

ОТВЕТ на вторую часть вопроса

Чтобы поддерживать огнетушители в исправном состоянии, организации должны периодически их перезаряжать. Расходы на перезарядку огнетушите­лей для целей бухгалтерского учета включаются в общехозяйственные рас­ходы в том периоде, в котором они были осуществлены.

Дт 7470 – Прочие расходы.

Кт 3310 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками.

По налоговому учету суммы рас­ходов на перезарядку огнетушите­лей признаются в составе прочих рас­ходов в том периоде, к которому они от­носятся. Согласно пункту 3 статьи 100 Налогового Кодекса РК, данные расходы подлежат вычету в том налоговом пе­риоде, в котором они фактически были произведены.

Приобретение (зарядка) огнетушителей к пожароопасному сезону.

Согласно действующему законодательству каждое бюджетное учреждение должно обеспечивать пожарную безопасность принадлежащих ему объектов. Она осуществляется в целях защиты помещений и работающих в них сотрудников от пожара. В рамках исполнения указанных требований в первую очередь приобретаются первичные средства пожаротушения, к которым относятся огнетушители. В статье рассмотрим порядок отражения расходов на приобретение данного нефинансового актива.

Читать еще:  Сколько нужно огнетушителей в помещении?

В соответствии со ст. 37 Закона № 69-ФЗ [1] руководители организаций обязаны содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. При этом к первичным средствам пожаротушения относятся в частности переносные и передвижные огнетушители (ст. 43 Закона № 123-ФЗ [2] . В силу п. 70 Правил № 390 [3] руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями по нормам согласно приложениям 1 и 2 к данным правилам, а также следит за сроками их перезарядки, указанными в паспорте огнетушителя.

НА ЧТО НУЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ВЫБОРЕ ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ?

Свои рекомендации при выборе огнетушителей МЧС приводит в специальном Обзоре [4] . В нем специалисты ведомства советуют обратить внимание на корпус огнетушителя. На нем должно быть указано, для тушения какого класса пожара он предназначен. Это связано с тем, что выбор типа и расчет количества огнетушителей осуществляются в зависимости от его огнетушащей способности, предельной площади помещения и класса пожара.

Следующими значимыми моментами являются срок эксплуатации огнетушителя, периодичность обслуживания, порядок его использования и меры безопасности. На каждый вид огнетушителя оформляется инструкция по применению и техническому обслуживанию, которая в обязательном порядке содержит такие требования:

  • основные параметры огнетушителя;
  • ограничения по температуре эксплуатации огнетушителя;
  • действия персонала в случае пожара;
  • порядок приведения огнетушителя в действие;
  • основные тактические приемы с огнетушителями при тушении возможного пожара;
  • действия персонала после тушения пожара;
  • объем и периодичность проведения технического обслуживания огнетушителей;
  • правила техники безопасности при использовании и техническом обслуживании огнетушителей.

Хотим напомнить, что в силу п. 5.27 Норм пожарной безопасности «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации. НПБ 166-97», утвержденных Приказом ГУГПС МВД РФ от 31.12.1997 № 84, не допускается использовать на защищаемом объекте огнетушители и заряды к ним, не имеющие сертификата пожарной безопасности. В связи с вышесказанным нужно обратить внимание на подтверждение факта сертификации (знаком соответствия, сертификатом и товаросопроводительными документами).

КАК ОТРАЗИТЬ РАСХОДЫ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ (ЗАРЯДКУ) ОГНЕТУШИТЕЛЕЙ?

Чтобы правильно квалифицировать расходы, связанные с приобретением огнетушителей, следует определить, к какой группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) они относятся. Для этого необходимо обратиться к п. 38 Инструкции № 157н [5] . Согласно данному пункту материальные объекты имущества принимаются к учету в качестве основных средств, если:

  • срок их полезного использования – более 12 месяцев (независимо от стоимости);
  • они предназначены для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении работ, оказании услуг, осуществлении государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд.

Срок службы (полезного использования) огнетушителей, как правило, превышает 12 месяцев (п. 5.53 ГОСТ Р 51057-2001 [6] ), поэтому они могут быть отнесены к основным средствам. Соответственно, расходы на их приобретение следует отразить по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» в увязке со статьей 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ (Указания № 65н [7] ).

Пример 1

Бюджетное учреждение заключило договор на приобретение 20 углекислотных огнетушителей (ОУ-3) на сумму 17 800 руб. (цифры условные). Оплата осуществляется после поставки товара за счет средств субсидии, выделенной на выполнение госзадания.

В соответствии с ОКОФ [8] огнетушители углекислотные (код 330.28.29.22.110) отнесены к группе «Машины и оборудование» как оборудование для пожаротушения. Таким образом, указанное имущество подлежит учету на счете 0 101 04 000 «Машины и оборудование».

В соответствии с Инструкцией № 174н [9] в учете учреждения сделаны следующие записи:

Учет расходов на перезарядку огнетушителей в бюджетной организации

Согласно правилам пожарной безопасности в помещениях (автомобилях) должны присутствовать огнетушители. Они должны находиться в работоспособном состоянии . Зачастую именно исправный огнетушитель и четкие грамотные действия людей позволяют ликвидировать очаг возгорания еще до приезда пожарной команды.

Обеспечить безотказную работу огнетушителя призвано его регулярное техобслуживание, которое включает в себя в т.ч. работы по перезарядке .

Огнетушители перезаряжаются в следующих случаях :

— при наступлении срока перезарядки. Он зависит от условий эксплуатации и вида используемого огнетушащего вещества (ОТВ). Например, в общем случае порошковый огнетушитель должен перезаряжаться не реже 1 раза в 5 лет;

— если величина утечки газового ОТВ или вытесняющего газа за год превышает допустимое значение;

— сразу после того, как ими воспользовались.

Внимание!
Перезарядку огнетушителя могут выполнять только специальные организации, имеющие соответствующую лицензию .

Огнетушители, выведенные из эксплуатации на время перезарядки, должны быть заменены резервными с аналогичными характеристиками .

Операции по замене огнетушителей, числящихся в бюджетной организации в составе ОП в СОС, рекомендуем отражать бухзаписями:

Содержание операцииДебетКредит
Переданы на склад огнетушители, подлежащие перезарядке070071
Введены в эксплуатацию резервные огнетушители со склада071070
Переданы огнетушители в спецорганизацию для проведения перезарядки070 (субсчет «Предметы, переданные со склада в ремонт (на техобслуживание»)070
Отражено поступление на склад (в резерв) огнетушителей после перезарядки070070 (субсчет «Предметы, переданные со склада в ремонт (на техобслуживание»)

В том случае, если огнетушители числятся в бюджетной организации в составе основных средств, замена огнетушителей может отражаться следующим образом:

Содержание операцииДебетКредит
Переданы огнетушители в спецорганизацию для проведения работ по перезарядке016 (субсчет «Инструменты и инвентарь в ремонте (на техобслуживании»)016 (субсчет «Инструменты и инвентарь в эксплуатации»)
Введены в эксплуатацию резервные огнетушители016 (субсчет «Инструменты и инвентарь в эксплуатации»)016 (субсчет «Инструменты и инвентарь на складе»)
Отражен возврат на склад (в резерв) огнетушителей после проведения перезарядки016 (субсчет «Инструменты и инвентарь на складе»)016 (субсчет «Инструменты и инвентарь в ремонте (на техобслуживании»)
Примечание. Затраты на поддержание ОС в рабочем состоянии признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены . Следовательно, перезарядка стоимость огнетушителей не увеличивает

Расходы на перезарядку огнетушителей в бухучете отражаются на счетах учета затрат (расходов), производимых за счет бюджетных или внебюджетных средств.

Если оплата работ по перезарядке осуществляется за счет средств бюджета, то в бухучете составляются записи:

Содержание операцииДебетКредит
Отнесена на расходы по бюджету стоимость работ по перезарядке огнетушителей (с НДС)200, 202178
Произведена со счета казначейства оплата работ по перезарядке178100
Отражено получение финансирования на оплату работ по перезарядке100140, 142 (230, 232)

В том случае, если расходы по перезарядке оплачиваются за счет внебюджетных средств, в бухучете производятся следующие записи:

Содержание операцииДебетКредит
Отнесена на расходы по внебюджетной деятельности стоимость работ по перезарядке огнетушителей (без НДС)211 (080 и др.)178
Отражен НДС, предъявленный спецорганизацией175178
Принят к вычету НДС173175
Произведена с расчетного (внебюджетного) счета оплата работ по перезарядке178111

Внимание!
Расходы на мероприятия, связанные с противопожарной безопасностью, отражаются бюджетными организациями по элементу 1 10 03 05 «Прочие расходные материалы и предметы снабжения» экономической классификации расходов .

О проведенной перезарядке на корпусе, а также в паспорте огнетушителя делается соответствующая отметка .

Как списать огнетушители в бюджетной организации? Утилизация огнетушителей: пошаговая инструкция

Как бы верно и преданно ни служил огнетушитель (ОТ), рано или поздно он перестает функционировать и его приходится выбрасывать. Рядовому потребителю сделать это просто, а вот любое учреждение (в том числе бюджетное) должно оформить ряд документов, прежде чем избавиться от нефункционирующего прибора. Давайте рассмотрим, как правильно списать огнетушители в бюджетной организации с дальнейшей их утилизацией.

Причины списания

Современное законодательство предусматривает только два повода для снятия первичных средств пожарной безопасности с учета:

  • пропажа;
  • неисправность.

В первом случае речь идет об утере или хищении огнетушителя. Во втором — о его полном выходе из строя без возможности дальнейшего ремонта или использования в качестве учебного пособия.

Вопреки расхожему мнению окончание срока годности не всегда является причиной для списания.

Когда заявленный производителем срок службы истекает, прибор отправляется в сервис на освидетельствование. Если его можно починить, сервисные работники принимают все необходимые меры и возвращают ОТ обратно.

Только если было обнаружено, что огнетушитель уже нельзя привести в порядок или применять как наглядное пособие, можно начинать процедуру его снятия с баланса.

Отсутствующие огнетушители: порядок списания в бюджетной организации

Проще снимать с учета утраченные первичные средства пожарной безопасности, так как приходится оформлять меньшее количество документов. Кроме того, не нужно беспокоиться об утилизации огнетушителей. Ведь ответственность за это лежит на том, кто похитил ОТ.

Стоит учесть, что, являясь материальным имуществом с четко обозначенной ценой, огнетушители не могут просто так выбыть с баланса. Кто-то должен понести материальную ответственность.

Согласно действующему законодательству исчезнувший ОТ списывается по такому алгоритму:

  1. Обнаружившее пропажу лицо пишет об этом служебную записку.
  2. Этот документ становится поводом провести внеплановую инвентаризацию и документально заверить физическое отсутствие прибора.
  3. Далее проводятся розыскные меры с привлечением органов правопорядка (только в случае особой необходимости).
  4. На основе результатов расследования (даже если оно было только формальным) и инвентаризации составляется акт списания огнетушителей или огнетушителя (в зависимости от количества пропавшего оборудования).
  5. Если виновного в пропаже удается отыскать или назначить (охранник, ответственный за пожарную безопасность), с него взыскивается стоимость прибора. Какова сумма компенсации, решается в особом порядке. Это может быть как цена огнетушителя на момент его приобретения (она составляет от 600 до 13 000 руб.), так и нынешняя его стоимость.
  6. Если виновника установить не удается, ущерб возмещается из производственных трат.
  7. Все финансовые взыскания осуществляются на основе выданного приказа.

Как инициировать процедуру списания

Разобравшись оформлением утерянного оборудования, рассмотрим, как в бюджетной организации списать огнетушители, которые пришли в негодность. В этом случае все начинается с проведения поверхностного осмотра (планового или внепланового).

При выявлении дефектов оформляется служебная записка.

Следующее действие зависит от характера обнаруженных повреждений:

  • если их внешний вид дает однозначно понять, что ремонт оборудования невозможен, собирается комиссия для списания, которая составляет соответствующий акт;
  • если повреждения кажутся поправимыми, ОТ оправляется в сервис, где его чинят или признают непригодным, выдав подтверждающий документ.

Всегда ли акт о непригодности (дефектации) является причиной для списания?

Рассматривая вопрос, как в бюджетной организации списать огнетушители, стоит обратить внимание на некоторые нюансы этого процесса.

Законодательство подразумевает максимальное использование всего подотчетного оборудования в госучреждениях. Поэтому, даже если ОТ признан непригодным для применения по прямому назначению, допускается использование его в качестве экспоната, наглядного пособия.

Это можно делать только при условии, что он не представляет опасности для окружающих, а также имеет этикетку. Исходя из этой особенности, выданный сервисом акт о непригодности — это не всегда достаточное основание для списания и дальнейшей утилизации огнетушителей.

Акт списания

Документ такого рода является следующим этапом процедуры. Он оформляется в учреждении на основе выданного сервисом акта дефектации ОТ.

Только при наличии такого документа снимаемое с баланса оборудование переносится в категорию нефинансовых активов, т.е. появляется повод для списания огнетушителей в бухучете.

Уничтожение ОТ

Согласно действующему законодательству нельзя просто снять с учета первичные средства пожарной безопасности в бюджетной организации. Их нужно утилизировать, что должно быть подтверждено соответствующим актом.

В зависимости от того, будет ли учреждение само производить утилизацию огнетушителей или наймет для этого соответствующую организацию, оформляется соответствующий документ:

  • акт об уничтожении имущества;
  • акт о передаче имущества на уничтожение.

Упомянутая процедура подразумевает такие действия:

  • вскрытие баллона;
  • переработка или обезвреживание действующего вещества;
  • снятие всех пригодных деталей и применение их для ремонта других приборов;
  • сдача непригодных металлических составляющих как лома.

Небюджетная организация теоретически может провести все эти манипуляции самостоятельно. Хотя на практике у них весь процесс утилизации огнетушителей зачастую заключается в выбрасывании сломанных приборов, как обычного мусора.

Поскольку вскрытие баллонов, находящихся под давлением, может привести к травмам, осуществлять такую процедуру может только учреждение, получившее официальное разрешение. Зачастую это и есть специализированные технические сервисы. В то время как обычные частные организации не имеют права вскрывать первичное противопожарное оборудование.

Что касается бюджетных учреждений, то для списания огнетушителей им нужно заключить договор с сервисом, который и возьмет на себя обязанности по уничтожению ОТ. На основе этого документа составляется акт о передаче имущества на уничтожение.

Это конец?

Казалось, рассмотрены все вопросы о том, как в бюджетной организации списать огнетушители. Но нет.

После утилизации оборудования в специализированном учреждении остаются предметы, имеющие пусть и небольшую, но материальную ценность. К ним относятся:

  • детали, пригодные для использования при ремонте других огнетушителей;
  • металлические составляющие, которые можно подвергнуть переработке.

В случае с бюджетной организацией их нельзя не брать во внимание. Поэтому при составлении договора о передаче имущества на уничтожение следует указывать, как распорядиться этими «подотчетными материальными благами».

Существуют такие варианты решения вопроса:

  • разрешить сервису оставить себе это «имущество» в качестве частичной или полной компенсации стоимости его услуг;
  • вернуть все пригодные материалы обратно в бюджетную организацию.

Первый способ является самым удобным и распространенным. Однако случается, что учреждения просят вернуть материалы, оставшиеся после утилизации. Как правило, так поступают организации, которые могут самостоятельно их переработать или специализируются на сборе лома.

Читать еще:  Как осуществляется учет огнетушителей в организации

Что делать с металлоломом

Мало кто доходит до этого этапа в процессе утилизации первичных средств противопожарной безопасности. Однако, разбираясь в том, как в бюджетной организации списать огнетушители, стоит уделить внимание и этой процедуре.

При сдаче оставшегося после уничтожения ОТ лома следует заключить с организацией, его принимающей, договор купли-продажи.

В нем четко прописывается количество и тип сданного металла, а также выплаченная за него компенсация. Вырученные средства зачисляются на счет предприятия.

Списание огнетушителей

В любой организации обязательно должны присутствовать средства первой необходимости для тушения пожаров с соблюдением правовых норм, также начальник обязан назначить сотрудника, обеспечивающего проверку, анализ и списание. Как правило, этим занимается инженер ответственный за безопасность на предприятии. Предположим, что человека с такой должностью нет, кто тогда должен списывать огнетушители?

В любой организации обязательно должны присутствовать средства первой необходимости для тушения пожаров с соблюдением правовых норм, также начальник обязан назначить сотрудника, обеспечивающего проверку, анализ и списание. Как правило, этим занимается инженер ответственный за безопасность на предприятии. Предположим, что человека с такой должностью нет, тогда отвечать за пожаробезопасность на предприятии будет лично руководитель. Проверку состояния и контроль наличия необходимых средств для пожаротушения следует осуществлять в журнале учета огнетушителей. Для больших предприятий может требоваться несколько журналов.

Почему огнетушители надо списывать?

Срок использования огнетушителей

Срок работоспособности указывается на документах, прилагаемых к огнетушителю. В основном гарантия дается на 5 — 10 лет, в зависимости от приобретенной марки. При завершении срока службы не обязательно сразу списывать огнетушитель. Можно проверить функциональность агрегата в пункте техобслуживания, испытать в действии и продолжить его использование.

Что делать при пропаже огнетушителя?

При отсутствии по каким-либо причинам огнетушащих аппаратов, предприятие должно действовать в рамках одного из следующих пунктов:

  • списать агрегат по неисправности;
  • признать исчезновение устройства и выявить виновника (по возможности);
  • провести инвентаризацию и составить надлежащий акт о списании;

Внешние дефекты

Важно время от времени производить осмотр огнетушителей и записывать данные проверки в «Журнал учета огнетушителей» в отведенной для этого графе. Это должен делать человек, который является ответственным за противопожарную безопасность организации. Если при осмотре аппарата в службе технического обслуживания будут выявлены неполадки в его работе, исправить которые невозможно, то такой агрегат придется списать и утилизировать.

Устройство не прошло испытания

Проводя очередной контроль или перезарядку огнетушителей, некоторые из них отдают на испытание давлением. После проведения теста часть устройств может не получить удовлетворительной оценки и их нужно будет списывать. Кроме того, испытывать следует и аппараты, срок гарантии на которые закончился.

Порядок списания огнетушителей

Как списать неработающий огнетушитель?

Устройство тушения пожара списывается соответственно предъявляемым законом требованиям и по установленной форме. Если обнаруживается какая-то неисправность, следует осуществить ряд действий:

внешне осмотреть аппарат, без его разборки или открытия;

составить служебную запись о найденной проблеме;

созвать дежурную комиссию для вывода из организации неработающих устройств, которая должна составить акт об их списании.

Какие именно действия следует выполнять для реализации такой процедуры:

  • проверить устройство на дефекты проведя его внешний осмотр;
  • создать должностную запись о найденных неполадках;
  • направить устройство в дефектационную организацию, она проверит функционирование огнетушителя. У такой компании должно иметься специальное разрешение на ведение подобной деятельности;
  • получить акт о дефектации, в котором утверждается невозможность использования агрегата в будущем;

Проведя анализ полученной документации, бухгалтер должен будет написать акт для списания неисправного средства безопасности.

Процедура списания отсутствующего устройства

Теперь рассмотрим ситуацию, при которой средство тушения пожара отсутствует, что часто случается, и необходимо понимать, как при этом следует поступать.

Не существует единой правовой формы для списания таких устройств, это значит, что каждый руководитель или ответственный за это человек на предприятии сам решает, как лучше поступить. Согласно правилам, есть варианты действий:

  • использовать прежнюю схему и списать потерявшееся устройство из-за неисправности;
  • признать пропажу с проведением расследования, возможно, привлекая к делу органы правоохранительной службы, или обходясь без их помощи. Тогда следует поступать следующим образом: тот, кто узнал о потере должен сделать служебную запись, на основании которой руководитель организации указывает необходимость проведения внеочередной инвентаризации;
  • следует провести расследование на самом предприятии с помощью организаций правоохранения (по желанию);
  • сделать акт о списании средств на базе полученных показаний и проверки состояния имущества. Если виноватого в пропаже человека найти удается, то следует выдать указание о его обязательстве оплатить утрату в денежном эквиваленте.

Документы необходимые для того, чтобы списать огнетушитель

  • Служебная записка.
  • Акт о списании.
  • Запись в служебном журнале об учете огнетушителей.

Как происходит списание первичных средств пожаротушения в бюджетных предприятиях

Рассмотрим список необходимых действий для списания аппаратов огнетушения на предприятии бюджетного типа. Прежде всего, необходимо иметь в наличии сертификаты на устройства пожарной безопасности. Их должен хранить начальник или ответственный за эти средства служащий.

Закон не указывает четкие правила при списании средств огнетушения.

Правила обязывают ставить такие средства на учет в бюджетное предприятие в комплекте базовых средств, а списываться они должны в качестве основных средств. Комиссия, работающая в организации обязана подписать Акт о списании части имущества. Согласно правилам бухучета, средства могут быть ликвидированы лишь после того, как будут проведены не фиктивные мероприятия. Решение может быть принято комиссией по причине неисправности огнетушителей или из-за долгого срока службы, ввиду иных обстоятельств, которые предусматривает закон в отношении базовых средств.

Указать в бухучете изъятие базовых средств разрешается лишь когда начальник утвердит вывод с предприятия этих средств, согласованное в обязательном порядке со специализированными организациями. Как должно при этом действовать бюджетное предприятие:

  • поставить на учет средство огнетушения в качестве базового средства;
  • если нужно списать какой-то объект, то комиссия должна подписать Акт о списании имущества;
  • начальник организации обязан подписать приказ, который предварительно согласовывается со специальными предприятиями;
  • произвести утилизационные процедуры;
  • внести в отчет бухгалтерии факт списания средства огнетушения.

Очевидно, что список процедур при этом может заметно отличаться зависимо от особенностей предприятия. Схожесть состоит в том, что утилизацию устройств пожаротушения не разрешается проводить самостоятельно. Сначала данные о списываемых устройствах должны быть переданы специализированному предприятию, имеющему лицензию на проведение проверки огнетушителей и выставление им оценки качества и пригодности к использованию.

Технические характеристики огнетушителей ОУ-80 и ОУ-50

Устройство пожаротушения относится к углекислотным средствам борьбы. Это значит, что ОУ-80 пригоден для взаимодействия с электрооборудованием, другими механизмами, материалами, при возгорании которых требуется поступление воздуха.

Углекислотные огнетушители

  1. В чем особенность углекислотных огнетушителей
  2. ОУ-80
  3. Назначение
  4. Технические характеристики
  5. Принцип работы
  6. Область применения
  7. ОУ-50
  8. Для чего нужен
  9. Технические характеристики
  10. Как действует
  11. Где применяется
  12. Инструкция по эксплуатации ОУ
  13. Условия хранения и срок службы
  14. Порядок перезарядки и техобслуживание
  15. Стоимость
  16. Плюсы и минусы углекислотных огнетушителей
  17. Выводы

В чем особенность углекислотных огнетушителей

Основное отличие углекислотных устройств от других типов в том, что огонь подавляется воздействием на него сжиженной двуокиси углерода. При выходе из сопла огнетушителя смесь трансформируется, получается газообразная форма, которая наполнена мельчайшими кристалликами. Попадая на пламя, двуокись не дает ему распространяться.

Один из видов аппаратов. Огнетушитель ОУ-80 – передвижное устройство для тушения локальных возгораний. Герметичный корпус из стали под давлением наполнен сжиженной двуокисью кислорода. Баллон имеет большую массу, объем.

Устройство является самым емким, эффективным из линейки огнетушителей.

Газ опасен для здоровья. Нужно быть аккуратным, следовать правилам применения, избегать нарушений при эксплуатации углекислотного огнетушителя.

Назначение

Огнетушитель передвижного типа ОУ-80 применяется для тушения пожаров на строительных, бытовых, промышленных объектах, локальных возгораний следующих типов:

  • класс В – горючие жидкости. Нефтепродукты, органические соединения, растворители, растительные масла, искусственные легковоспламеняемые материалы, другие вещества;
  • класс С – горючие газы. Вырвались из трубопроводов, емкостей, хранилищ, технологических устройств;
  • класс Е – различного вида электроустановки, оборудование, устройства, установленные на строительных, промышленных объектах. Работают под напряжением от 1 тыс. до 10 тысяч Вольт.

Углекислотный огнетушитель ОУ-80

Технические характеристики

Основные ТТХ огнетушителя ОУ-80:

  • количество баллонов – 2;
  • вещество тушения – двуокись углерода;
  • объем баллона – 40 л;
  • вес заряда тушащего вещества – 56 кг;
  • величина давления – 15 Мпа;
  • рабочие температуры – от -40 до +50° C;
  • продолжительность эксплуатации (подачи вещества) – не менее 12 сек;
  • время приведения в действие – не более 20 сек;
  • срок службы – 10 лет;
  • длина струи вещества – 4 м;
  • масса установки – не более 240 кг.

Подробные технические характеристики указаны в паспорте устройства.

Принцип работы

Огнетушитель доставляется к месту возгорания на расстояние, которое не допускает повреждений человека. Как правило, это от 2.5 до 5 метров. Устройство следует держать вертикально, размотать шланг, проверить отсутствие перегибов. Направить раструб на очаг возгорания, передвинуть рычаг на рабочее положение, приступить к тушению.

При перемещении устройства к месту локального возгорания следует не допускать падения баллона. Тушение производить только с наветренной стороны. Запрещается подносить баллон к электроустановкам ближе 1 метра.

Область применения

Передвижной огнетушитель типа ОУ-80 создан для борьбы с очагами возгорания на объектах:

  • энергетического назначения. Корпуса электро-, тепло-, гидроэлектростанций. Территории, помещения, здания, сооружения распределительных подстанций, предприятия с повышенной концентрацией установок с электроснабжением и т. д;
  • производственного назначения, где хранятся или перерабатываются горючие жидкости, газообразные пожароопасные материалы и т. д;
  • где содержится большое количество компьютерного, другого электронного оборудования. В узлах связи, диспетчерских пунктах;
  • архивного назначения, музеях, художественных галереях.

Один из подвидов переносных устройств.

Для чего нужен

Огнетушитель ОУ-50 применяют для ликвидации пожаров электроустройств, находящихся под напряжением. Для подавления огня, вызванного газообразными, жидкими средами. При этом пламя должно поддерживаться притоком воздуха.

Используется в ряде зданий. Это как бытовые помещения, так и производственные цеха, галереи картин, музейные экспозиции, архивные, другие пространства.

Углекислотный огнетушитель ОУ-50

Технические характеристики

Устройство отличается особенностями, качествами. Краткие технические характеристики огнетушителя ОУ-50:

  1. Общая масса заряда – до 48 кг.
  2. Утечка тушащего вещества – не должна превышать 5% в течение года.
  3. Давление – до 5.9 Мпа.
  4. Длина струи – не менее 5.9 метров.
  5. Общая масса устройства – около 220 кг.
  6. Число баллонов – 3 шт.
  7. Температура хранения, применения – от -40 до + 50°С.
  8. Время эксплуатации – не менее 20 сек.
  9. Способность огнетушения – 144 В.

Как действует

Огнетушитель углекислотный типа ОУ 50 доставляется к месту возгорания, применяется силами 2-х человек. Подносить устройства к огню следует с учетом тепловыделения, размера очага. Как правило, расстояние составляет от 2.5 до 5 метров.

Устройство приводится к действию при вертикальном положении. Необходимо размотать шланг, проверить на наличие преломлений, изгибов. Если скручиваний не обнаружено, раструб подносится к очагу возгорания, откидывается рычаг в рабочее положение, начинается тушение.

Недопустимо падение огнетушителя при перевозке и перемещении.

Где применяется

Огнетушитель кислотный типа ОУ-50 широко эксплуатируется в условиях:

  • скопление компьютерной, оргтехники, в сервисных комнатах;
  • на различных видах ТС. Городские средства передвижения, подземные линии метро, на авиатрассах, в средствах спецтранспорта;
  • помещений, где находятся электроустановки с рабочим напряжением до 10 тыс. В. В щитах распределительных сетей и управления;
  • музейных, архивных помещений, галерей, выставочных центров, экспозиций.

Инструкция по эксплуатации ОУ

Краткое описание применения ОУ-50:

  1. Перемещение устройства к месту пожара. Поднос к огню на расстояние, не превышающее длину струи тушащего вещества.
  2. Выдергивание чеки запорного механизма. Удаление пломб с баллонов.
  3. Направление раструба (обоих) на огонь.
  4. Поворот вентилей баллонов, подача вещества для тушения пожара.

Условия хранения и срок службы

Держать баллоны следует в отведенных местах с соблюдением правил, указанных в руководстве, паспорте огнетушителя. Перезаряжать средство тушения нужно не реже одного раза в течение 5 лет. Производители дают гарантию службы в течение 1 года со дня продажи.

С момента изготовления до первой проверки состояния устройства должно пройти не более 18 месяцев.

Порядок перезарядки и техобслуживание

Процесс трудоемкий. Перезарядку, проверку, освидетельствование огнетушителей проводят специализированными станциями обслуживания. К процессу допускаются предприятия, имеющие лицензию на данные виды работ. При этом неукоснительно должны соблюдаться правила, требования инструкций, руководств для работы с опасными устройствами.

Стоимость

Цены на огнетушители марки ОУ-50 варьируются в зависимости от емкости баллонов, количества, марки заправляемого вещества, других важных факторов. Магазины предлагают аппараты в пределах нескольких десятков тысяч рублей.

Каждый вариант должен иметь должное обоснование. Прежде чем купить огнетушитель, следует ознакомиться с ценой предлагаемого изделия, фото.

Не следует доверять продавцам при отсутствии лицензии на продажу изделий. При покупке необходимо получить документацию, включая инструкции, сертификат, паспорт завода-изготовителя.

Плюсы и минусы углекислотных огнетушителей

Как любое устройство, баллоны ОУ-50 имеют ряд преимуществ:

  • универсальность в применении;
  • высокую надежность, эффективность пожаротушения;
  • применение исключает загрязнение объекта возгорания.

Есть и некоторые недостатки:

  • запрещено применение в тушении щелочных металлов, материалов, относящихся к группе щелочноземельных;
  • в процессе использования на корпус наводится электростатическое напряжение;
  • строго запрещено применение с попаданием на человека токсичных элементов, содержащихся в наполнителе баллонов;
  • обязательное проветривание помещения после использования ОУ;
  • при низких температурах замечено снижение эффективности тушения.

Выводы

Огнетушители ОУ-50 имеют достаточное количество тушащего вещества, чтобы справиться с пожаром среднего масштаба.

Использование аппарата требует задействования сразу двух человек. Простота в обслуживании – преимущество перед другими системами тушения.

Если хранение организовано правильно, огнетушитель сможет сохранять работоспособность на протяжении 10 лет.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector