Правила тушения пожара для родителей
Инструкция по действию детей при пожаре
Каждый ребенок знает, что играть с огнем опасно. По статистике, большая часть пожаров в квартирах случается по вине детей. Для того, чтобы не пострадало ваше имущество, и, что намного важнее, ваши родные и близкие, стоит ознакомить ваших малышей с правилами безопасного обращения с огнем и выучить с ними по памятке правила поведения при пожаре.
Содержание:
ДЕЙСТВИЯ ПРИ ВОЗГОРАНИИ В КВАРТИРЕ
Иногда родителям приходится оставлять своих подросших детей одних в квартире. Поэтому важно выучить основные правила их поведения и действий на случай возгорания. Ребенок не должен растеряться в чрезвычайной ситуации, поэтому необходимо регулярно с ними повторять следующую инструкцию.
Важно не только соблюдать правила безопасного поведения, но и иметь верную психологическую установку. Выдержка поможет объективно оценить ситуацию и действовать адекватно условиям, успокаивая также людей, находящихся рядом. Спокойствие сохранять гораздо легче, когда четко знаешь, как действовать при пожаре.
Общий план действий.
Общие правила поведения при пожаре прописаны в инструкциях по пожарной безопасности и плане эвакуации. Они применимы при возникновении чрезвычайной ситуации как в личной квартире, так и в производственном помещении.
- Вызов пожарных по телефону «01», «101», «112» или «901». Информация об адресе, характеристике места пожара, горящем объекте (предмете), другая уточняющая информация, а также фамилия и имя звонящего, номер телефона.
- При небольшом возгорании попытаться потушить пожар водой, песком, плотной тканью или специальными средствами пожаротушения. Запрещается тушить водой электроприборы.
- Предупредить о пожаре остальных людей, не допуская паники.
- При значительном распространении пламени немедленно покинуть помещение. Пользоваться лифтами запрещается.
- При задымлении путей эвакуации дышать через влажную ткань, передвигаться, пригибаясь к полу. Помнить, что дым очень токсичен!
- При невозможности покинуть помещение — оставаться в комнате, закрыв окна и двери, привлекать внимание очевидцев через стекло.
- Встретить пожарных, показать машине удобный путь к очагу возгорания.
Как потушить небольшой очаг возгорания
Если в доме ребенок заметил небольшое возгорание, то его нужно как можно скорее потушить! Даже самый маленький огонек приносит огромный ущерб. Разные виды пожаров, в зависимости от места возникновения, ликвидируются по-разному.
- Горящий в мусорном ведре мусор можно быстро залить водой, набрав ее в ведро или кастрюлю.
- Горящее полотенце, прихватку и другие легковоспламеняющиеся предметы проще осторожно бросить в раковину или ванну и также залить водой.
- Если в сковороде загорелось масло, нужно быстро плотно накрыть посуду крышкой. Ни в коем случае не пробуй залить горящее масло водой! Кипящее масло начнет разбрызгиваться во все стороны, оно может обжечь руки и лицо. Для сведения: Температура кипения рафинированного подсолнечного масла 227 °С, нерафинированного – 107 °С.
- Если загорелся электроприбор или провода, сразу обесточь квартиру. Не пытайся тушить их водой! Это смертельно опасно! Потушить такой пожар можно при помощи земли из цветочных горшков, стирального порошка, плотного одеяла или другой несинтетической ткани (перекрыв доступ огня к кислороду, ты прекратишь реакцию горения) либо подходящего огнетушителя для дома ( не пенного ).
- Если пожар случился на балконе (например, от брошенного сверху окурка, залетевшего фейерверка или петарды), и тебе удалось быстро его заметить, стоит немедленно тушить пожар любыми средствами (проще водой).
Если справиться с огнем не удалось, ради собственной безопасности покинь квартиру, плотно закрыв двери и окна, и вызови пожарных.
ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПРИ ПОЖАРЕ В ЛЕСУ
Лесной пожар – одно из самых мощных и разрушительных стихийных бедствий. Как показали исследования, большее количество случаев происходит по вине людей.
Если костер перестал быть управляемым и перекинулся из кострища на сухую траву, то сначала попробуйте потушить огонь при помощи подручных средств (метелка из зеленых веток, лучше хвойных, земля, песок, одежда, вода из котелка). Справившись с опасностью, убедитесь, что она не возобновится.
В случае если с огнем справится невозможно, следует придерживаться основных правил поведения при лесных пожарах.
Дети должны немедленно покинуть зону огня, по пути предупреждая встречающихся людей об опасности.
Стоит двигаться против ветра по берегам ручьев, рек, озер, по тропам и специальным противопожарным чертам.
ПАМЯТКА ПРАВИЛЬНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ЭЛЕКТРОПРИБОРАМИ
В современном мире без электроприборов никто не может обойтись. Именно неосторожное обращение с ними приводит к их воспламенению.
Каждый ребенок должен помнить:
- выключай приборы после завершения работы с ними. Отключай их от сети (особенно зарядные устройства, утюги, плойки и т.д.);
- нагревательные приборы никогда не оставляй без присмотра, давай им вовремя остывать. Не убирай их до полного охлаждения;
- при ошибке в работе прибора, немедленно отключи его из сети;
- неполадки в электроприборах самостоятельно не устраняй;
- если необходимо заменить лампочку, отключи свет, выверни неисправную, замени ее и можешь снова включить питание;
- не прикасайся к экранам работающих компьютеров (особенно старых) и телевизоров. Скопившийся на них статический заряд может больно ударить;
- не подключай к розетке или удлинителю много приборов. От перегрузки может загореться проводка;
- ни в коем случае не прикасайся к оголенным проводам, не залезай в электрощиты.
Правила тушения пожара для родителей
- ЗАПИСЬ В ТВОРЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ (ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ)
- Стандарт безопасной деятельности
- Отделы ЦВР
- Родительские собрания
- Доска объявлений
- Попечительский совет
- Бесплатные услуги
- Платные услуги
- Расписание занятий (бюджет)
- Расписание занятий (платные услуги)
- Памятка для родителей
- Правила безопасности для детей
- Дорожная безопасность детей
- Пожарная безопасность
- Ваши действия в случае пожара
- О правилах пожарной безопасности в летний период
- Детям о пожаре
- Детям об огне
- Правила безопасности при использовании пиротехники
- Когда нельзя тушить пожар водой
- Правила безопасности в зимний период
- Безопасность дома
- Методические рекомендации по реализации мер, направленных на обеспечение безопасности детей в сети «Интернет»
- Детская шалость с огнем-причина пожара!
- Педагоги на больничном
- Психологическая служба ЦВР
- Сведения о днях и часах консультаций для обучающихся и родителей.
- Открытые занятия
О правилах пожарной безопасности в летний период
- Дорожная безопасность детей
- Пожарная безопасность
- Правила безопасности в зимний период
- Безопасность дома
- Методические рекомендации по реализации мер, направленных на обеспечение безопасности детей в сети «Интернет»
Последствия пала травы
Памятка «Последствия пала травы» (открыть в формате .jpg)
Памятки «О правилах пожарной безопасности в летний период»
Памятка «О правилах поведения в лесах и городских парках №1»
Памятка «О правилах поведения в лесах и городских парках №2»
Памятка «Как укрыться от грозы»
Памятка «О правилах пожарной безопасности в летний период»
Памятка «Как не допустить пожар в лесу» (открыть в формате .jpg)
Консультации для родителей
Пожарная безопасность для детей
Пожар всегда представляет собой огромную опасность для человека, и с этим не поспоришь. Но если взрослые люди знают и о потенциальной опасности любого возгорания, и о том, как следует вести себя при пожаре, то маленькие дети такой информацией просто не владеют, и при пожаре они часто оказываются беззащитны. По этой причине обучение детей правилам пожарной безопасности нужно начинать как можно раньше.
Правила поведения детей при пожаре
Действия при пожаре для детей практически такие же, что и для взрослых, ведь огонь не делает различий по возрасту. Итак, если в квартире или доме неожиданно произошло возгорание, ребенок должен действовать следующим образом.
- Если пламя небольшое, то его можно попробовать потушить самостоятельно, набросив сверху одеяло или влажную тряпку. Если огонь не погас или он слишком большой, чтобы можно было его потушить, нужно быстро покинуть квартиру.
- Перед тем, как вызвать пожарных, нужно сначала эвакуироваться. Для этого следует закрыть нос и рот влажной тряпкой и, передвигаясь ползком, покинуть помещение. Лифтом в подъезде лучше не пользоваться, поскольку при пожаре он может отключиться.
- Затем следует немедленно позвать кого-нибудь из взрослых (соседей) и срочно позвонить в пожарную службу по телефону 101. Этот номер, так же как и прочие номера служб экстренной помощи (скорой, аварийной, милиции) любой ребенок должен знать наизусть. По телефону надо будет сообщить дежурному пожарной части свой полный адрес, в том числе и этаж, рассказать, что горит, назвать свою фамилию.
- После эвакуации ребенок должен ожидать приезда пожарных во дворе дома, а затем – выполнять все их команды.
- Если убежать из дома не получается, нужно самостоятельно добраться до телефона, чтобы вызвать пожарных. Также можно позвонить по телефону соседям и родителям и позвать на помощь.
Знания о пожарной безопасности для детей порой оказываются важнее знания иностранных языков и математики. Обучать азам этой грамоты можно уже 3-4-летнего ребенка. Это нужно делать в игровой форме, показывая ребенку тематические картинки, читая стишки и задавая вопросы:
- Почему опасен пожар (огонь)?
- Что опаснее – огонь или дым? Почему?
- Можно ли оставаться в квартире, где что-то горит?
- Можно ли самостоятельно тушить пожар?
- Кого нужно позвать, если начался пожар?
Занятия по технике пожарной безопасности для детей проводятся в дошкольных и школьных учреждениях, но особая роль в этом вопросе всё же принадлежит родителям. Ведь по статистике именно дома, в их отсутствие, с детьми чаще всего случаются трагедии.
Уроки пожарной безопасности дома и в школе можно проводить в различных формах:
- рассказы о том, что такое пожар, и почему он так опасен;
- объяснение причин пожара доступным для детей языком;
- профилактические беседы о правилах самостоятельного пребывания дома;
- рассказы о том, как не допустить пожара (не играть со спичками и зажигалками, не трогать электроприборы мокрыми руками);
- изучение правил поведения при возникновении пожара;
- беседы с сотрудниками пожарной части;
- совместные занятия в игровой форме, когда детям предлагается нарисовать план эвакуации из квартиры, помочь оформить памятку для детей при пожаре;
- проведение конкурса рисунков «Пожарная безопасность глазами детей».
Эти методы, сочетаемые в комплексе, помогут родителям и учителям подготовить детей к таким нестандартным ситуациям, как пожар. Подобные беседы следует проводить регулярно, чтобы дети твердо знали, что такое пожар, чем он опасен, что нужно делать, если в доме что-нибудь загорелось, и чего, наоборот, делать нельзя, чтобы пожар не возник.
ОНД Красногвардейского района УНДПР ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу, Территориальный отдел (по Красногвардейскому района) УГЗ ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу, ПСО по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга
РОДИТЕЛИ, БЕРЕГИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ВЫПАДЕНИЯ ИЗ ОКНА!
По информации Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светланы Агапитовой, в прошлом году в нашем городе за летний период из окон жилых домов выпал 31 ребенок. 9 малышей погибли, остальные получили серьезные травмы. Практически все пострадавшие дети воспитывались в благополучных семьях. Их родители во время трагедии находились дома, просто отвлеклись на считанные секунды. Любопытным малышам этого было достаточно, чтобы залезть на подоконник, открыть створку и упасть.
Зачастую причиной трагедии становились противомоскитные сетки.
Помните: они защищают от пыли и насекомых, но не выдерживают вес ребенка.
В наш город приходит лето, поэтому будьте бдительны, закрывайте окна, берегите своих детей, не оставляйте одних без присмотра!
Необходимая информация детям и родителям по сохранению жизни и здоровьяМОАУ ДО ЦРТДЮ ЛАБИРИНТ
Правила поведения
В целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, на основании рекомендаций ОГИБДД УМВД России по г. Кирову, мы предлагаем Вашему вниманию:
Ознакомиться с информацией, предоставленной ОГИБДД УМВД России по г. Кирову от 09.10.2020.
«На территории города Кирова ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом (далее – ДДТТ) остается тревожной. За 9 месяцев 2020 года количество ДТП с участием детей до 16 лет по сравнению с аналогичным периодом 2019 года увеличилось на 4,5 % с 87 до 91, количество травмированных детей увеличилось на 7, 7 % с 90 до 97.
Наблюдается устойчивая тенденция к росту количества пострадавших детей на дорогах Кирова на протяжении 5 лет.
В текущем году по итогам 9 месяцев самый большой показатель травмирования детей на дорогах.
В сентябре 2020 года пострадал 21 ребенок, из них 14 пешеходов, 6 пассажиров и 1 велосипедист.
По собственной неосторожности в сентябре 2020 года пострадало 9 детей, 8 из которых являлись пешеходами».
- Изучить памятку по ПДД
- Устроить совместно с детьми просмотр обучающих фильмов по ПДД
В летние каникулы увеличивается количество пассажиров в поездах и электричках.
Железная дорога является зоной повышенной опасности. Находясь на территории железнодорожного транспорта, необходимо знать и точно соблюдать правила безопасного поведения.
В декабре 2018 г. обучающиеся детских объединений «Компьютер и я», «Прикладная математика» и «Волшебная кисточка» в рамках проекта «Лабиринт за безопасность в зимний период» приняли участие в городском фестивале «Творчество юных — за безопасность дорожного движения». Васильевых Кирилл, Гущин Валерий удостоены грамоты за 3 место в номинации интерактивный маршрут по безопасности дорожного движения «Дом-школа-дом».
Тренировка по эвакуации МОАУ ДО ЦРТДЮ «Лабиринт» города Кирова
Учащиеся и сотрудники Центра регулярно принимают участие в практических учебных тренировках по эвакуации из здания Центра и тушению условного пожара, а также особенности эвакуации при обнаружении подозрительного предмета. В ходе проведения тренировок отрабатываются готовность и действия персонала по эвакуации и предотвращению опасности. Основная цель таких тренировок — всесторонняя проверка готовности образовательного учреждения по проведению быстрой и безопасной для здоровья и жизни работников и учащихся эвакуации на случай пожара в образовательном учреждении и при обнаружении подозрительного предмета.
Правила поведения при пожаре, которые должен знать каждый ребенок!
Статистика неу молима: каждый двадцатый пожар в России происходит в результате детской шалости.
Оставшиеся без присмотра дети зачастую находят себе занятие в виде игр со спичками, зажигалками, тлеющими углями, а желание экспериментировать, поджигая различные материалы, при отсутствии навыков обращения с огнем приводит, как правило, к весьма печальным последствиям.
Практика показывает: профилактическая работа в области пожарной безопасности, проводимая в образовательных учреждениях, не способна дать максимально эффективный результат без непосредственного участия семьи. Отдел надзорной деятельности и профилактической работы г. Кирова призывает родителей уделять больше внимания вопросам пожарной безопасности при воспитании детей, что становится особенно актуальным в дни школьных каникул.
Первое, на чем необходимо заострить внимание Ваших детей, это правила поведения при пожаре.
— оставаться в доме или квартире, прятаться в шкафах, кладовых, под кроватями и т.п. (такое поведение характерно для малолетних);
— заниматься самостоятельным тушением пожара;
— рисковать своей жизнью, спасая имущество;
— распахивать настежь окна и двери (это увеличивает тягу и усиливает горение);
— спускаться по веревкам, простыням, водосточным трубам;
— выпрыгивать из окон верхних этажей;
— пытаться выйти через задымленную лестничную клетку, если пожар произошел вне квартиры;
Ребенок должен знать номера, по которым можно вызвать пожарных: «01» — со стационарного телефона, «112» — с мобильного.
При вызове ему будет нужно назвать точное место пожара, если он произошел дома — точный адрес. Если у ребенка есть возможность покинуть помещение, в котором произошел пожар, он должен ею незамедлительно воспользоваться и привлечь внимание взрослых. Если нет возможности убежать из горящей квартиры и вызвать пожарных, необходимо громко звать на помощь соседей и прохожих из приоткрытого окна.
Дети должны знать, что при пожаре большую опасность представляет не только огонь, но и дым. Перемещаться к выходу нужно пригнувшись или ползком. Если есть возможность, нужно смочить водой одежду, накрыть голову мокрой тканью. Необходимо плотно закрыть дверь в помещение, где начался пожар. Это поможет задержать проникновение дыма.
Но самое главное, что должны усвоить Ваши дети – это строгое соблюдение правил пожарной безопасности, не допускающее необдуманных поступков и игр с огнем.
В преддверии новогодних праздников в декабре для учащихся детских объединений «Лабиринт» были проведены уроки безопасности.
Весенний пожароопасный период
С наступлением весны люди спешат привести в порядок свои владения и дачные участки, при этом, забывая о правилах пожарной безопасности, сжигают бытовой мусор и сухую растительность, не задумываясь о том, что могут причинить вред не только своему имуществу, но и рискуют получить серьезные травмы и потерять самое дорогое – жизнь.
Многие горожане в выходные дни проводят время в пригородных лесных массивах, выезжают на рыбалку. Часто такой досуг сопровождается разведением костров, а это вполне может послужить причиной лесных и торфяных пожаров. Их тушение огромный труд многих людей и существенные материальные затраты.
Особую тревогу вызывают случаи, когда виновниками, а иногда и жертвами пожара становятся дети. С наступлением весны дети большую часть времени проводят на улице, нередко с друзьями жгут костры и все это вполне может обернуться крупным пожаром.
Необходимо существенно изменить сложившуюся ситуацию, каждый из нас должен осознать всю важность существующей проблемы. Ведь в подавляющем большинстве своем виновниками происходящего являемся мы с вами, а точнее, наши беспечность и бескультурье.
ПОМНИТЕ! Только строгое соблюдение правил пожарной безопасности может предупредить пожары и не допустить больших материальных затрат!
Летний пожароопасный период
Лето – время отдыха и оздоровления, но в этот период значительно возрастает количество пожаров и загораний.
Увеличивается количество пожаров по причине неосторожного обращения с огнем, в том числе из-за детской шалости. Большая ответственность по обеспечению безопасности детей ложится на руководителей летних лагерей.
Необходимой составляющей обеспечения безопасности является повышение уровня знаний в области пожарной безопасности, а именно организация проведения инструктажей и занятий о мерах пожарной безопасности с детьми и обслуживающим персоналом объектов отдыха и занятости детей.
В обязательном порядке должны находиться в исправном состоянии автоматические системы обнаружения пожара и оповещения людей. Эвакуационные пути и выходы из зданий должны
обеспечивать безопасную эвакуацию.
Все помещения обеспечиваются огнетушителями, при этом персонал должен четко знать, как ими пользоваться, ведь в случае экстренной ситуации не будет времени для изучения инструкции.
В мае сотрудниками Отдела надзорной деятельности г. Кирова проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в период проведения летних лагерей, в результате которой было установлено соответствие требованиям пожарной безопасности.
С уважением, инспектор ОНД г. Кирова А.С. Корякин.
Электричество может быть опасным
ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья» предупреждает:
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНЫМ!
Противопожарная беседа (для родителей)
Памятка
ПРОТИВОПОЖАРНАЯ БЕСЕДА для РОДИТЕЛЕЙ
Одна из причин возникновения пожаров – детская шалость, неумелое обращение с огнем и огнеопасными предметами детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Статистика показывает, что обычно от 15 до 25% общего количества пожаров происходит от шалости детей с огнём или нагревательными приборами. Почему это происходит? Ответ прост – недостаточное обучение наших с вами детей правилам пожарной безопасности. Ведь обучение — это расширение знаний, знакомство с основными причинами возникновение пожаров, привитие элементарных навыков осторожного обращения с огнём и умение правильно действовать в случае возникновения пожара, соблюдение требований правил пожарной безопасности. Если мы этому не обучим детей, начиная с дошкольного возраста, затем младшего школьного возраста, мы тем самым запланируем настоящие и будущие пожары из-за незнания элементарных правил пожарной безопасности. Соблюдение этих правил должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение санитарно-гигиенических правил. Помочь им в этом обязаны мы, взрослые. Поэтому детям необходимо разъяснять опасность игр и шалостей с огнём, правила предосторожности в обращении с электробытовыми приборами. Научить детей пользоваться первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), вызывать на помощь пожарную охрану. Дети должны сознательно выполнять в детском саду, дома, на улице, в лесу требования правил пожарной безопасности.
Порой, лозунги и плакаты не дают желаемых результатов, а родители в свою очередь практически не уделяют внимание обучению детей элементарным правилам пожарной безопасности и разъяснению им опасности и последствий пожара. Но хуже того, часто сами подают пример небрежного обращения с огнём, а также оставляют детей без присмотра наедине со спичками. Ребёнок, оставшись один в квартире или доме, может взять спички и, подражая взрослым, поджечь бумагу, включить в розетку электрический нагревательный прибор или даже устроить костёр, который он когда-то видел в лесу, огороде и т.д. Подражая взрослым, дети иногда делают попытки курить.
Виноваты в этом конечно родители, которые оставляют детей одних в квартире, не прячут от них спички, не контролируют поведение детей, не следят за их играми, а иногда потакая детским капризам, разрешают играть со спичками. Храните спички в недоступных для детей местах, запрещайте детям покупать в магазинах спички и постоянно следите за детьми.
Детей нельзя запирать в квартирах (сколько трагедий произошло в результате этого), доверять или наблюдать за топящимися печами и нагревательными приборами. Тем более нельзя разрешать малолетним детям включать нагревательные приборы.
Следует иметь в виду, что если пожар произойдёт в результате безнадзорности детей, то родители по закону несут ответственность за это в административном порядке. Право наказывать в таких случаях родителей предоставлено административной комиссии. Одновременно народный суд вправе по заявлению потерпевшего взыскать с родителей, допустивших безнадзорность детей, сумму причинённого таким пожаром ущерба.
ПАМЯТКА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД КАНИКУЛ!
У большинства школьников начались каникулы – чудесное время, которое так ожидаемо любым ребенком. Но, как ни странно, на каникулах тоже следует кое о чем позаботиться. Речь идет о правилах пожарной безопасности жизнедеятельности. Пожары в России, к сожалению, не прекратились, горят леса, горят дома. Пожар – это большая беда. Последствия катастрофы можно измерить деньгами, но человеческие жизни, особенно жизни детей, гибнущих в огне, бесценны. Только строгое, безоговорочное следование всем правилам пожарной безопасности может помочь избежать материальных потерь и человеческих жертв. Дети не читают умных статей, но пожарная безопасность для детей – это превыше всего. Она должна быть обеспечена взрослыми. Научить детей правилам поведения – долг всех взрослых людей (родителей, родственников, педагогов).
В быту человека с самого детства окружает множество электрической бытовой техники, поэтому пожарная безопасность для детей напрямую связана с электрическими приборами. Детей нужно подготовить к тому, что электроприборы, включенные в сеть, таят в себе опасность, что бытовая техника часто становится причиной пожара, если неправильно эксплуатируется. Отсюда появляется неукоснительное правило — игра с электронагревательными приборами опасна для здоровья и для жизни.
Иногда не удается предотвратить пожар, и все же происходит возгорание. К такой ситуации нужно быть готовым всегда, действовать уверенно и быстро. Детей тоже нужно научить правилам поведения при пожаре. Так может проявиться пожарная безопасность для детей на практике. Знание важнейших правил и применение их в сложившейся ситуации позволит спастись самому и помочь близким. Тушить пожар должны взрослые, но дать сигнал тревоги может каждый школьник. Ребенок должен знать, что номер пожарной службы — 01, а по сотовому телефону нужно набирать 112.
Статистика показывает, что обычно от 10 до 15% общего количества пожаров происходит от неосторожного обращения с огнем детей и от того, что мы, взрослые, позволяем им это. Иногда видим, что они разжигают костры на стройках, плохо охраняемых объектах, в лесу, а иной раз в подвалах и чердаках, и равнодушно проходим мимо.
Причинами пожаров с гибелью детей часто становится детская шалость с огнём. Условиями, способствующими этому, явились оставление детей без присмотра и ненадлежащий присмотр за ними. Также гибели детей способствует состояние сна или алкогольное опьянение находящихся рядом взрослых.
Для того, чтобы в Вашу семью не пришла беда надо совсем немного: просто чаще проводить профилактические беседы со своими детьми, объяснять им, к чему может привести шалость с огнем.
Меры по предупреждению пожаров от шалости детей не сложны. Их необходимо запомнить:
— Спички хранят в недоступных для детей местах;
— Детям запрещается покупать спички, зажигалки, сигареты, пиротехнику (это как правило относится к работникам торговой сети);
— Детей нельзя запирать в квартирах одних (сколько трагедий произошло в результате этого);
— Запрещается доверять детям наблюдать за топящимися печами и нагревательными приборами;
— Нельзя разрешать малолетним детям включать электронагревательные приборы, газовые плиты и т.д.
Обязанность каждого взрослого — пресекать всякие игры с огнём, разъяснять детям их опасность.
Каждый ребенок, независимо от возраста, обязан знать несколько простых правил безопасности. Иначе каникулы могут привести к неприятным последствиям.
Общие правила поведения во время каникул:
— Нужно соблюдать все правила пожарной безопасности!
— Запрещается разжигать костры!
— Необходимо быть осторожным при использовании электрическими приборами, соблюдать технику безопасности при включении и выключении телевизора, электрического утюга, чайника!
— Необходимо соблюдать технику безопасности при пользовании газовыми приборами!
ПРАВИЛА ВАШЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРЕ
Первый раз, встретившись с пламенной стихией, бывает сложно сразу оценить уровень угрозы. Чтобы четко понимать, как вести себя при пожаре, нужно знать признаки его возникновения.
ПРИЗНАКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Характерный запах резины, густой дым и перебои с электричеством обычно являются признаком начинающегося возгорания из-за перегрузки электропроводки. Затем изоляция воспламеняется или тлеет вместе с расположенными рядом вещами. Наиболее опасно возникновение пожара в результате взрыва газа или воспламенения горючих жидкостей, так как он быстро охватывает большую площадь. Открытые окна, двери, работающая вентиляция также способствуют распространению пламени. Так называемый тихий пожар из-за непотушенной сигареты в постели или тлеющего окурка в пластиковом мусорном ведре в ночное время, или несоблюдение другихможет унести много жизней.
В большинстве случаев возникновение пожара начинается с нагревания, тления и появления незначительного пламени. В такой ситуации правила поведения при пожаре помогут справиться с возгоранием самостоятельно с помощью подручных средств пожаротушения.
ПЕРВЫЕ ШАГИ, Действия при пожаре во многом зависят от места, где обнаружено возгорание (квартира, склад, гараж) и факторов, влияющих на распространение огня. В любом случае, чтобы не растеряться в критической ситуации, нужно четко представлять себе алгоритм действий при пожаре.
Казалось бы, всем известно, что нужно делать при пожаре — вызывать пожарную службу по телефону «101» (или по единому номеру «112»). Это действие очевидно, но в реальности люди часто игнорируют этот первый пункт плана безопасного поведения при пожаре. Конечно, если площадь, охваченная огнем, очень мала, иможно потушить буквально стаканом воды, можно не прибегать к помощи пожарных. Но если пламя завладело обширной территорией, правила безопасного поведения обязывают при пожаре довериться профессионалам.
Оценив степень опасности для себя и соседей, после звонка спасателям необходимо быстро покинуть помещение и предупредить других о происшествии.
Важно не только соблюдать правила безопасного поведения, но и иметь верную психологическую установку. Выдержка поможет объективно оценить ситуацию и действовать адекватно условиям, успокаивая также людей, находящихся рядом. Спокойствие сохранять гораздо легче, когда четко знаешь, как действовать при пожаре.
ОБЩИЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
Общие правила поведения при пожаре прописаны в инструкциях по пожарной безопасности и плане эвакуации. Они применимы при возникновении чрезвычайной ситуации, как в личной квартире, так и в производственном помещении.
· Вызов пожарныхпо телефону «01», «101» или «112». Информация об адресе, характеристике места пожара, горящем объекте (предмете), другая уточняющая информация, а также фамилия и имя звонящего, номер телефона.
· При небольшом возгораниипопытаться потушитьпожар водой, песком, плотной тканью или специальными средствами пожаротушения. Запрещается тушить водой электроприборы.
· Предупредить о пожареостальных людей, не допуская паники.
· При значительном распространении пламени немедленнопокинуть помещение. Пользоваться лифтами запрещается.
· При задымлении путей эвакуациидышать через влажную ткань, передвигаться, пригибаясь к полу. Помнить, что дым очень токсичен!
· При невозможности покинуть помещение — оставаться в комнате, закрыв окна и двери,привлекать внимание очевидцевчерез стекло.
· Встретить пожарных, показать машине удобный путь к очагу возгорания.
Продумывая, как действовать при пожаре в случае его самостоятельного тушения, не стоит приуменьшать угрозу даже незначительного возгорания. При подходящих условиях огонь может распространиться очень быстро, а густой дым может проникнуть и через мокрую ткань, лишив сознания за несколько вдохов.
Учитывая эти факторы, нужно предусмотреть в плане тушения свободный от огня и дыма путь к выходу. Точное выполнение этого плана позволит не допускать ошибок, которые могут привести к трагическим последствиям.
ПОМОЩЬ ПОЖАРНЫМ В ЭВАКУАЦИИ ЛЮДЕЙ
Эвакуация обычно начинается еще до того, как к месту происшествия прибывает пожарная служба. За соблюдение инструкции о том, что делать в случае пожара в производственном здании, отвечает руководитель предприятия и сотрудники охраны. Согласно порядку, руководящее должностное лицо отчитывается перед прибывшими пожарными о проведенных мероприятиях и количестве выведенных из здания людей. Пост охраны открывает двери запасных выходов и направляет к ним людей. Сотрудники также могут содействовать пожарным, сохраняя спокойствие, подчиняясь инструкциям руководства и следуя плану эвакуации.Если пожар произошел в квартире, необходимо оповестить соседей о произошедшем, помочь покинуть помещение детям, пожилым людям, инвалидам. В критической ситуации люди подвержены внушению, поэтому, объясняя, что делать при пожаре, необходимо сопровождать свои действия спокойным, уверенным голосом.
В одном из российских городов водитель такси, услышав крики о помощи из горящего частного дома, помог выбраться женщине и её ребенку. Хотя войти через дверь не позволил огонь, он не растерялся и с помощью приставной лестницы проник на второй этаж, где находились пострадавшие.
ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
Скорее всегопострадавшим придётся оказывать случайным людям. Если в их числе окажутся неравнодушные к происходящему и знающие элементарные основы медицины, то последующее восстановление у пострадавших будет проходить быстрее. Поражающие факторы пожара обычно вызывают отравление токсичным дымом, ожоги, а также вывихи и переломы в случае обрушения строений. Поэтому следует запомнить некоторые полезные действия.
По инструкции, в случае поражения токсичными газами и дымом пострадавшего выносят на чистый воздух, укладывают с приподнятыми ногами, освобождают от одежды, убеждаются в проходимости дыхательных путей. При рвоте необходимо повернуть голову набок, чтобы не дать задохнуться. Если самостоятельное дыхание отсутствует, выполняют искусственную вентиляцию легких.
При ожогах необходимо освободить пораженную часть тела от одежды, исключая сам ожог. Потом прикрывают его стерильной повязкой, продезинфицировав прилегающие ткани, и обкладывают пакетами либо бутылками со льдом или холодной водой. При вывихе или переломе важно ограничить подвижность конечности. Кровотечение можно остановить с помощью жгута, обработав рану спиртом и наложив стерильную повязку.
Учим ребенка правильно реагировать при пожаре: правила поведения при пожаре
Что знает Ваш ребенок о пожаре? Читайте внимательно, скорее всего – ничего. В статье кратко расскажем о правилах поведения при пожаре, способов и методов обучения детей разных возрастов.
Пожар несет в себе огромную опасность для каждого человека, вне зависимости от возраста. Однако взрослые люди могут сохранять спокойствие при возгорании и предпринимать необходимые действия в отличие от детей. Ребенок моментально начинает паниковать, не понимает, что ему делать и куда бежать.
Маленькие дети – превеликие выдумщики! Такое количество игр за минуту не придумает даже самый опытный аниматор или массовик – затейник. Ну и конечно же, не все детские развлечения безопасны. Любознательность и интерес ко всему новому, в поисках ярких впечатлений рано или поздно приводит детей к игре с огнем.
Учитывая это, с раннего детства необходимо объяснять ребенку как обращаться с открытым огнем, рассказать ему о причинах пожара, его последствиям и о правилах поведения при возникновении пожара, учить правила поведения при пожаре, объяснить, что вообще такое пожар и чем он опасен.
Памятка МЧС для родителей
Особенности возрастной группы
Детям интересно все новое и неизведанное, огонь часто вызывает восхищение, а не тревогу. Именно поэтому родителям стоит все возможное, чтобы объяснить малышам, какую опасность несет с собой пламя, рассказать, что его невозможно контролировать, что оно моментально распространяется. В основной массе дети вообще ничего не знают о пожаре, даже если мать с отцом убеждены в обратном. Многие берут из дома спички и идут самостоятельно устраивать костер, поэтому стоит обязательно знать о том, как следует себя вести при возгорании.
Важно! Для разных возрастных категорий детей применяются различные подходы к обучению и воспитательному процессу пожарной безопасности. Это зависит от способностей, знаний и умений ребят.
- для детей дошкольного и младшего школьного возраста нужно объяснить наиболее простые и понятные правила безопасности;
- при обучении подростков требуется помимо теории проводить практические занятия, викторины, конкурсы и соревнования;
- старшеклассникам потребуется побеседовать о будущей профессии, рассказать им о необходимости соблюдения правил безопасности при пожаре и их использование в последующей жизни в разных ситуациях.
Важно! Родители должны неукоснительно соблюдать правила пожарной безопасности, показывать ребенку пример. Предстоит не только напоминать детям о правилах, но и следить, чтобы огнеопасные предметы не находились в свободном доступе.
Правила поведения ребенка во время пожара
Дети при пожаре должны вести себя также как и взрослые люди, ведь огонь сметает всех на своем пути. Во время возгорания ребенок должен:
- При небольшом пламени попытаться потушить его собственноручно, набросить одеяло или мокрую тряпку на огонь. Если пламя слишком большое, то требуется как можно скорей покинуть здание.
- Эвакуация должна происходить еще до вызова пожарной службы. Требуется закрыть нос и рот влажной салфеткой, продвигаться ползком к выходу из помещения. Лифтом желательно не пользоваться, он может выключиться в самый неподходящий момент.
- После эвакуации следует обратиться к взрослым и сразу позвонить в пожарную службу. Телефон 101 ребенок должен помнить всегда. По телефону следует назвать точный адрес здания, этаж, и личную информацию о себе.
- После приезда пожарных требуется выполнять все их команды и рекомендации.
- Когда здание покинуть не удается, нужно добраться до телефона и вызвать пожарную службу, позвать соседей, позвонить родителям.
Обучение маленьких детей
Рассказывать о пожаре и правилах безопасности следует детям в 3 4 года в игровой манере, показывать картинки и задавать вопросы:
- почему огонь опасен;
- чем отличается дым и огонь, что опасней;
- что делать во время возгорания;
- как тушить пожар самостоятельно и можно ли это делать;
- к кому нужно обращаться при возгорании.
Данные методы и способы обучения позволят родителям и преподавателям подготовить ребенка к правильному поведению в чрезвычайных ситуациях. Рассказывать об этом следует регулярно, чтобы дети точно знали все особенности пожара, и какую опасность в себе несет возгорание, какие действия стоит предпринимать и что категорически запрещается. Тогда ребенок будет в полной безопасности.
Советы как уберечь себя и детей во время пожара
- расскажите ребенку, как пользоваться телефоном и разучите с ним номер телефона пожарной охраны, по которому нужно будет позвонить в случае возникновения огня;
- следует заранее позаботиться о разработке плана эвакуации из жилища на случай пожара и обсудить его с вашим ребенком. Если вы проживаете в многоквартирном доме, объясните также, что нужно пользоваться только лестницей и ни в коем случае лифтом;
- предусмотрите ответственного в доме за эвакуацию детей из горящего здания, а в случае его отсутствия того, кто будет выполнять его обязаности;
- не лишним установить дома датчики дыма, но нельзя забывать регулярно менять в них батарейки. Согласно статистике датчики дыма предупреждают смертность в 50% случаев;
- объясните детям, как правильно реагировать на звуки, сработавшего датчика. Разъясните, что после услышанного сигнала следует немедленно покинуть здание, перемещаясь как можно ниже;
- договоритесь с ребенком о месте встречи где-то за пределами дома, на случай пожара. Место должно находиться на безопасном расстоянии от строения;
- объясните детям, что играть со спичками, петардами и фейерверками, бензином, другими легковоспламеняющимися веществами нельзя. Храните такие вещи в тех местах, куда дети не доберутся, и ни в коем случае не покупайте зажигалки похожие на игрушки;
- расскажите ребенку, что если он не может покинуть дом или квартиру, то нужно не допустить того, чтоб дым проник в комнату, в которой он находится. Для этого нужно щели под дверью и вентиляционные отверстия заткнуть тряпками, а после немедленно вызвать пожарных;
- научите детей, что нельзя включать несколько приборов сразу в одну и ту же розетку. И тому, что любые вещи могут воспламениться от огня, поэтому кухонные полотенца, деревянные разделочные доски лучше держать как можно дальше от кухонной плиты;
- убирайте свечи подальше от любопытных детских ручек, расскажите ребенку, что свеча – это тоже огонь и нужно держать его подальше от всех предметов, нельзя оставлять свечи без присмотра и не нужно играться со свечами;
- помните, что обогреватель нужно размещать на безопасное расстояние от любых предметов в комнате. Не забывайте выключать обогреватель, когда покидаете жилище, не оставляйте включенный обогреватель в помещениях где есть дети и животные, не сушите вещи на обогревателе;
- если в вашем доме есть приборы или оборудование, работающие от двигателя внутреннего сгорания, то горючее необходимо хранить в помещении не доступном для детей. Бензин храните в специальных контейнерах (а не в пластиковой бутылке для лимонада), чтобы ребенок не спутал его с каким-нибудь другим веществом и не выпил его;
- если в доме есть источник огня на уровне роста ребенка (камины, дровяные печи и др.), то вокруг нужно устанавливать специальные ограждения, чтобы у детей не было к ним доступа;
- расскажите своему ребенку, что при возникновении пожара не нужно прятаться, так как на его поиски уйдет время, а в таких случаях нужно быстро покинуть помещение;
- научитесь вместе с ребенком как нужно правильно пользоваться огнетушителем.
Факты
Согласно данных статистики 65% ожогов у детей связаны с играми с огнем. Современные дети, живущие в городе, очень редко сталкиваются с открытым огнем, в связи с этим разъясните ребенку то, что пламя не только средство для приготовления пищи на пикниках, но и большая опасность, которая может привести к большой трагедии.
- Упомяните все возможные причины возникновения огня. Это ведь не только спички и зажигалки, но также и петарды, фейерверки, увеличительные стекла, брошенные окурки и не выключенная конфорка плиты. Научите ребенка следить не только за собой, но и обращать внимания на действия окружающих его людей.
- Часто дети не понимают, что дым без огня не менее страшен, чем сам огонь. И считают, что пока нет пламени, это просто безобидная игра.
- Расскажите ребенку, что существуют такие жидкости, которые горят (масло, растворители, крепкие спиртные напитки, бензин), ведь для детей это звучит неправдоподобно. Объясните, что такими жидкостями огонь нельзя потушить, а наоборот пламя разгорится с большей силой.
- Расскажите про возможные последствия, которые может вызвать огонь не только для ребенка, но и для окружающих людей.
Электронное образование Республики Татарстан
- Главная
- Организации по районам
- Альметьевский
- Школы
- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» Альметьевского муниципального района РТ
- РОДИТЕЛЯМ/Әти-әниләр игътибарына
- Для Вас, родители!
- Памятка
- Обучение мерам пожарной безопасности: Старший школьный возраст (16-18 лет)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» г.Альметьевска Республики Татарстан
Визитная карточка
Адрес: | 423464,РТ, г.Альметьевск, ул. Интернациональная, 20 |
Телефон: | +7(855)-332-97-53 |
E-Mail: | Shkola-4.Alm@tatar.ru; |
Министерство: | Министерство образования и науки Республики Татарстан |
Короткое название: | МБОУ «СОШ №4» |
Руководитель: | Яруллин Ильшат Ильдусович |
Год основания учреждения: | 1959 |
У нас учатся: | 650+18 (Верхнеакташский филиал) учеников |
У нас учат: | 41 учитель. Язык обучения: русский |
Обучение мерам пожарной безопасности: Старший школьный возраст (16-18 лет)
Показатель гибели старшеклассников на пожарах заметно ниже, чем дошкольников и подростков. В этом возрасте дети уже не только знают основные причины пожаров и их последствия, но и умеют принимать меры к тушению мелких загораний. Они уже чувствуют себя настолько самостоятельными, что не считают нужным прятаться от взрослых, чтобы покурить; им не интересны сборища в землянках и сараях. Старшеклассники чаще и настойчивей задают вопросы «почему» и высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых объяснений. Их мыслительная деятельность более активна и самостоятельна. Они более критично относятся к учителям. Само представление о предмете у юноши иное, чем у подростка: если шестиклассники ценят внешнюю занимательность, то девятиклассникам интересно то, что требует самостоятельного обдумывания. Для них характерна тяга к обобщениям, поиск общих принципов и законов, стоящих за частными фактами. Однако широта умственных интересов часто сочетается у юношей с разбросанностью, отсутствием системы. Иногда юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей. Почти во всех старших классах появляются безразличные ученики, которым учеба кажется прозаичной по сравнению с воображаемой интересной жизнью. Им хочется самим открывать что-то новое. Например, провести опыт на занятиях по химии, превысив указанные нормы какого-либо вещества, что может образовывать взрывопожароопасную смесь. В то же время потенциальную опасность с точки зрения возможности возникновения пожара представляет проведение опытно-экспериментальных и практических работ на уроках химии. Поэтому учитель в обязательном порядке доводит до сведения учащихся план пожаротушения в кабинете химии.
В случае пожара в обязанности учителя входит:
сообщение о пожаре (вызвать пожарную службу, оповестить администрацию школы о пожаре, отключить электроэнергию, приготовить для выноса ящик с легковоспламеняющимися веществами, привести в готовность первичные средства пожаротушения);
эвакуация (вывести учащихся на улицу или в помещение, где нет огня в соответствии с планом эвакуации);
проверка присутствия учащихся класса (по численности и по списку);
размещение эвакуированных учащихся (указать место, помещение и т.п.);
организация тушения пожара первичными средствами (организовать оцепление горящих помещений, тушение пожара с помощью подручных средств);
участие в тушении пожара по прибытии пожарной команды (указать кратчайшие пути к очагу пожара внутри здания, указать пожарным, где могут находиться люди, а также место в кабинете химии, где имеются запасы реактивов).
На самых первых уроках химии учащихся знакомят с основными правилами безопасной работы в кабинете. Обращают внимание на организацию рабочего места учащихся, выработку навыков ответственного отношения к рабочему месту и его оснащению, соблюдение порядка и аккуратности, умелого и грамотного обращения с учебным оборудованием, а также ознакомление с приемами безопасного выполнения операций, наиболее часто встречающихся на уроках химии. Кроме того, в ходе лабораторных и практических работ учащиеся знакомятся с сущностью процесса горения, условиями возгорания различных материалов и веществ, изучают устройства и принцип действия огнетушителя. В целом изучение курса химии в средней школе представляет широкие возможности для усвоения учащимися правил пожарной безопасности, формирования у подростков умений и навыков обращения с огнеопасными и взрывоопасными веществами. Тем не менее, ни в учебниках химии, ни в методических пособиях должного внимания этим вопросам не уделяется.
При обучении учащихся этого возраста правилам пожарной безопасности целесообразно использовать имеющийся местный материал по происшедшим пожарам, материалы периодической печати, радио, телевидение, проводить встречи со специалистами пожарного дела. Особое внимание в работе с этой категорией учащихся необходимо уделить формированию у них негативного отношения к курению, выявлению и своевременному умелому направлению детей к увлечениям и действиям, исключающим опасность и ненужный риск. В процессе подачи учебного материала в обязательном порядке раскрывается тяжесть последствий пожаров. При этом у учащихся не должно возникнуть желание нарушить требования пожарной безопасности. На занятиях по пожарной безопасности следует рассматривать уже более сложные темы: первичные средства тушения пожаров, пожарная профилактика в жилых домах, пожарная опасность электрических сетей, противопожарное оборудование, система автоматического пожаротушения, правила поведения во время пожара, юридическая ответственность лиц за нарушение правил пожарной безопасности, оказание помощи учащимся младших классов в эвакуации.
В целях привлечения школьников к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем, пожарно-профилактической работе и оказанию помощи при тушении пожаров в школах создаются дружины юных пожарных. Их работа организуется в соответствии с положениями о дружинах юных пожарных, клубах и других общественных организациях.
В то же время круг интересов и общения старшеклассника все больше выходит за пределы школы, делая ее хотя и важной, но все же только частью его жизненного мира. Поэтому эффективность педагогического воздействия зависит не только от направленное и степени сплоченности школьного коллектива, но и от того, сумеет ли школа повлиять на свободное общение своих воспитанников и направленность возникающих при этом спонтанных групп. И для того, чтобы занятия по пожарной безопасности были для учащихся интересны и полезны, необходимо учитывать следующие аспекты:
знание конкретного материала, терминологии, фактов, способов и средств обращения с конкретными материалами, определений, тенденций и результатов;
понимание, т.е. объяснение, интерпретация, экстраполяция;
применение полученных знаний;
анализ элементов, взаимосвязей, принципов построения;
синтез: единичное сообщение, разработка плана и возможностей системы действий, получение системы абстрактных отношений;
оценка: суждение на основе имеющихся данных и внешних критериев;
навыки на практике: посещение пожарно-технических выставок, пожарных частей и т.д.
Кроме того, в работе по пожарной безопасности со старшеклассниками необходима и ориентация на выбор ими профессии. Выпускники школ должны твёрдо уяснить, что правила пожарной безопасности необходимо соблюдать всегда и всюду: в быту, на производстве, на отдыхе для обеспечения своей личной безопасности и безопасности окружающих.
К завершению среднего образования учащийся должен знать:
динамику возникновения, развития и тушения пожара;
основные свойства горючей среды и источников зажигания;
физико-химические основы горения;
пожароопасные свойства основных веществ и материалов;
причины пожаров и меры профилактики;
принципы и способы тушения пожаров;
основные средства пожаротушения;
требования правил пожарной безопасности в различных зданиях и ситуациях;
первичные средства пожаротушения и их возможности;
боевую работу пожарных подразделений;
ответственность за нарушения правил пожарной безопасности.
Учащийся должен уметь:
оценивать пожарную опасность в различных местах и при проведении различных работ;
оценивать обстановку при возникновении задымления или загорания, принимать меры к тушению пожара;
пользоваться первичными средствами пожаротушения, пожарными кранами, системами пожарной автоматики;
оказывать помощь пожарным подразделениям при тушении пожара;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах и отравлениях продуктами сгорания.
При этом следует учитывать, что противопожарная разъяснительная работа среди школьников должна проводиться в неразрывной связи с общим учебно-воспитательным процессом, планомерно как во время уроков, так и во время внеклассных и внешкольных мероприятий. Нельзя забывать, что прочные навыки соблюдения требований пожарной безопасности формируются у человека лишь в ходе длительной и систематической разъяснительной работы.
Правила тушения пожара для родителей
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ И ДЕТИ!
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О ПРАВИЛАХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ.
Часто можно услышать, что пожар – это случайность, от которой никто не застрахован. Но это не так. В большинстве случаев, пожар – результат беспечности и небрежного отношения людей к соблюдению правил пожарной безопасности. Основные причины пожаров в быту – это, прежде всего, неосторожное обращение с огнем (в том числе, при курении), неисправность электрооборудования, нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печей и бытовых электронагревательных приборов.
Правила пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования
Требованиями пожарной безопасности установлены определенные правила эксплуатации электротехнических и теплогенерирующих устройств, соблюдение которых позволит максимально снизить риск возникновения пожара.
• При эксплуатации электроприборов ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
– использовать электроприборы в условиях, не соответствующих требованиям инструкции по эксплуатации предприятия-изготовителя, или электроприборы, имеющие неисправности;
– использовать электронагревательные приборы при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией;
– использовать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией, устанавливать самодельные вставки («жучки») при перегорании плавкой вставки предохранителей (это приводит к перегреву всей электропроводки, короткому замыканию и возникновению пожара).
• Запрещается использовать поврежденные выключатели, розетки, патроны и т.д.
• Запрещается окрашивать краской или заклеивать открытую электропроводку обоями.
• Для предупреждения высыхания и повреждения изоляции проводов запрещается прокладка их по нагревающимся поверхностям (печи, дымоходы, батареи отопления и т.д.).
• Запрещается включать несколько электрических приборов большой мощности в одну розетку во избежание перегрузок, большого переходного сопротивления и перегрева электропроводки.
• Включенные электронагревательные приборы должны быть установлены на негорючие теплоизоляционные подставки.
• Частой причиной пожаров является воспламенение горючих материалов, находящихся вблизи от включенных и оставленных без присмотра электронагревательных приборов (электрические плиты, кипятильники, камины, утюги, грелки и т.д.), а также использование горючих материалов в качестве абажуров для электрических ламп.
• Перед уходом из дома на длительное время обязательно убедитесь, что все электронагревательные и осветительные приборы выключены и обесточены.
Правила пожарной безопасности при эксплуатации печного отопления
Печи, находящиеся в доме, должны быть в исправном состоянии и обустроены с учетом соблюдения всех требований пожарной безопасности. При эксплуатации печей следует соблюдать следующие требования:
• При эксплуатации печного отопления ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
– оставлять без присмотра печи, которые топятся, а также поручать надзор за ними детям;
– располагать топливо, другие горючие вещества и материалы на предтопочном листе;
– применять для розжига печей бензин, керосин, дизельное топливо и другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (так как при мгновенной вспышке горючего может произойти взрыв или выброс пламени);
– топить углем, коксом и газом печи, не предназначенные для этих видов топлива;
– производить топку печей во время проведения в помещениях собраний и других массовых мероприятий;
– использовать вентиляционные и газовые каналы в качестве дымоходов;
– сушить одежду, дрова и другие материалы на печах и возле них;
– топить печи с открытой дверцей;
• Не доверяйте кладку печей случайным людям. Кладка печи должна строго соответствовать специальным строительным нормам и правилам (СНИПам) на строительство печей.
• При использовании печи дымовые трубы и стены, в которых проходят дымовые каналы, должны быть тщательно побелены. Побелка позволяет обнаружить трещины и прогары и своевременно их устранить.
• Запрещается эксплуатировать печи и другие отопительные приборы без противопожарных разделок (отступок) от горючих конструкций, предтопочных листов, изготовленных из негорючего материала размером не менее 0,5х0,7 метра (на деревянном или другом полу из горючих материалов), а также при наличии прогаров и повреждений в разделках (отступках) и предтопочных листах.
• Очистка дымоходов и печей от сажи должна производиться не реже: 1 раза в 3 месяца – для отопительных печей; 1 раза в 2 месяца – для печей и очагов непрерывного действия; 1 раза в 1 месяц – для кухонных плит и других печей непрерывной (долговременной) топки.
• Дымовые трубы над сгораемыми крышами должны иметь искроуловители (металлические сетки).
• Зола и шлак, выгребаемые из топок, должны быть тщательно пролиты водой и удалены в специально отведенное для этого место.
• Помните, что пожар может возникнуть в результате проникновения огня и искр через трещины и неплотности в кладке печей и дымовых каналов. В связи с этим необходимо регулярно проводить тщательный осмотр печей и дымовых труб, устранять обнаруженные неисправности, при необходимости производить ремонт.
Действия в случае возникновения пожара
Самое страшное при пожаре – растерянность и паника. Уходят драгоценные минуты, когда огонь и дым оставляют все меньше шансов выбраться в безопасное место. Вот почему каждый должен знать, что необходимо делать при возникновении пожара.
• При возникновении пожара немедленно сообщите об этом в пожарную охрану по телефону 101 или 112. Сообщая дежурному о пожаре, необходимо указать следующие сведения:
– кратко и четко описать, что горит (квартира, чердак, подвал, индивидуальный жилой дом или иное), и по возможности – примерную площадь пожара;
– назвать адрес (населенный пункт, название улицы, номер дома, квартиры);
– назвать свою фамилию и номер телефона;
– сообщить, есть ли угроза жизни людей, животных, а также соседним зданиям и строениям.
• Если у Вас нет доступа к телефону и нет возможности покинуть помещение, откройте окно и криками привлеките внимание прохожих.
• Старайтесь оповестить о пожаре как можно большее число людей.
• Если есть возможность, примите меры по спасению людей, животных, материальных ценностей. Делать это нужно быстро и спокойно. В первую очередь спасают детей, помня при этом, что, испугавшись, они чаще всего прячутся под кровать, под стол, в шкаф и т.д.
• Дым при пожаре может быть не менее опасен, чем пламя: большинство людей погибает не от огня, а от удушья. Из задымленного помещения выходите, пригнувшись, стремясь держать голову ближе к полу (т.к. дым легче воздуха, он поднимается вверх, и внизу его гораздо меньше). Передвигаясь в сильно задымленном помещении, придерживайтесь стен. Также можно ориентироваться по расположению окон и дверей. При эвакуации через зону задымления дышите через мокрую ткань.
• После спасения людей можно приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения (огнетушители), в том числе подручными (одеяло, вода, песок, и т.д.), и эвакуации имущества.
• Категорически запрещается бороться с пламенем самостоятельно, не вызвав предварительно пожарных, если только вы не справились с загоранием на ранней стадии.
• В случае невозможности потушить пожар собственными силами – примите меры по ограничению распространения пожара на соседние помещения, здания и сооружения, горючие вещества. С этой целью двери горящих помещений закрывают для предотвращения доступа кислорода в зону горения.
• По прибытии пожарной техники необходимо встретить ее и указать место пожара.
Соблюдение мер пожарной безопасности – это залог вашего благополучия, сохранности вашей жизни и жизни ваших близких!
Пожар легче предупредить, чем потушить!
Единый телефон службы спасения «112» или «101»