Tehnostav.ru

Стройка и Ремонт
17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Противопожарные проезды вокруг здания

Нормы современного пожарного проезда

Создание удобных пожарных проездов — это неотъемлемая составляющая современного благоустройства любой территории. Такие автопроезды должны обеспечивать свободный маневр пожарной технике и быть безопасными. Зачастую пожарные бригады встречаются с полным отсутствием аварийных проездов, разъездных площадок, а также мест для парковки.

Случается, что уже оснащенные платформы не выдерживают регламентированную правилами нагрузку. Более того, одним из препятствий являются современные газонные решетки, по причине которых противопожарные пути не имеют необходимой несущей способности.

Разрушенная колея и оставленные без присмотра транспортные средства также создают помехи своевременному приезду на место трагедии пожарных команд, что, несомненно, препятствует спасению людей, эффективной и оперативной ликвидации очага возгорания.

Регламент строительства

С начала любого строительства на первом плане должны стоять вопросы обеспечения рациональной противопожарной надежности. Разумно заранее предусмотреть, что любой пожар будет намного легче предупредить или ликвидировать «в зародыше», чем устранять после того, как он уже успеет охватить всю площадь и расположенные поблизости здания. При составлении плана строительства следует учитывать оборудование пожарных проездов и подъездов.

Пожарный проезд — возможность сквозного проникновения специализированной противопожарной техники через установленную территорию. Под подъездом имеется в виду возможность продвижения транспорта непосредственно к самому объекту возгорания.

Оба момента предназначены для обеспечения свободного доступа к строениям в случае образования возгорания. Так, создаются необходимые условия для немедленного вмешательства и устранения огня.

Пожарный проезд надлежит оборудовать согласно СП 42.13330.2011 и закону № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. Что же касается нагрузки на противопожарные пути, то здесь необходимо руководствоваться СП 4.13130.2013: п. 8.9.

Вышеперечисленные нормы противопожарной безопасности гарантируют свободный доступ пожарных автомашин к зданию.

Расчёт ширины

Именно ширина проезда в первую очередь влияет на удобство применения пожарной техники. На сегодняшний день, с учетом этажности здания, к ширине проезда предусмотрены следующие противопожарные требования:

Этажиширина проезда в метрах
до 53,5 м
6 — 164,2 м
17 и более6 м

Возникает вопрос: почему же для строений разной этажности должен быть установлена разная ширина проезда? Ликвидировать пожары высотных зданий намного сложнее, к тому же в таких ситуациях необходимо присутствие большого количества мощной специализированной техники, что, несомненно, обязывает к повышению ширины противопожарных путей.

В размах проезда обычно также включены примыкающие тротуары, что не противоречит требованиям безопасности, при условии, когда пешеходные дорожки могут вынести вес специализированной техники, а это более 16 т на одну ось. Также для обеспечения свободного прохождение пожарного автотранспорта необходимо, чтобы высота проезда составляла не менее 4,25 м.

Сам пожарный подъезд должен беспрепятственно вести к самому зданию. Учитывая метраж от его ближайшего края до стены, которое аналогично пожарному проезду, зависит от количества этажей: до 10 — не меньше 5 и не больше 8 м; 10 и более — от 8 до 10 м.

Предписанная территория подъезда не должна быть заграждена посадками деревьев и воздушными электролиниями.

Разновидности оформления

Возвращаясь к пожарному проезду, можно сказать, что его разновидность — арка, ведущая в полузакрытые и закрытые дворы, должна быть более 3,5 м. Арочные противопожарные проезды должны быть обустроены через каждые 300 м, а их высота не может быть менее 4,25 м.

В случае существования на противопожарных путях установок автоматического тушения, гидрантов и другого оборудования, вышеперечисленные нормы могут быть скорректированы.

Если в конце проезда имеется тупик, то в нем должна быть обустроена площадка 15 x 15 м для совершения разворота крупногабаритного автотранспорта. Максимальная длина тупикового проезда — не более 150 метров.

Противопожарные пути, а также платформы для транспорта оперативных служб реагирования должны быть определены разметкой, бордюрные подъездные пути покрыты отражающей свет красной краской. Также необходима установка противовандальных сигнальных спецсредств и дорожных указателей.

Уклон дороги на проездах должен быть под углом не более 6 градусов. Радиусы поворотов, предназначенных для движения специализированного автотранспорта, должны быть 12 м или больше.

Разворотную платформу требуется обработать антисептиком по всему контуру, а также оснастить водоприемниками для устранения лишней воды в сточные отверстия. В тех проездах и разворотных площадках, где имеются закругления, необходимо устанавливать бортовые камни криволинейного типа.

Толщина надземного покрытия, на всей протяженности противопожарных путей, устанавливается путем расчета обстоятельств эксплуатации и нагрузки, с учетом гидрогеологических показателей, а также материалов конструктивного слоя.

В ряде ситуаций (образовательное учреждение, девятиэтажный жилой дом, больница и т. д.), ко всем строениям должен быть оборудован беспрепятственный пожарный проезд с обеих сторон.

Конечно, это усложняет проектировку строительства, особенно в городских условиях.

Исключения

В местах исторической застройки правилами предусмотрена возможность сохранения параметров уже существующих проездов, без коррекции. Кроме вышеуказанного случая, ширина проезда может не отвечать нормам в случаях, когда:

  • огнестойкость стен соседних зданий адекватна 1-й и 2-й степеням противопожарной безопасности, также они не могут иметь окон — позволяется сократить расстояние на 20 %;
  • строения находятся в зоне высокой сейсмоактивности, достигающей показателей в девять баллов — надлежит увеличить ширину проезда на 20 %;
  • одно из строений имеет огнеупорность от 3-й до 5-й степени — необходимо расширение на 25 %;
  • соседние здания имеют возгораемые фасады и являются двухэтажными — расстояние увеличивают на 20 %.

Регламентом не обозначены расстояния между хозпостройками, им присваивается степень огнеустойчивости по ГОСТ 30247.

От выполнения всех вышеуказанных правил, среди которых основным является соблюдение метража между зданиями, зависит жизнь людей и сохранность имущества.

Пожарные проезды, подъездные пути к зданиям и сооружениям

Одна из возможностей, которую предоставляет продукция компании «ГЕО Газон» — организация пожарных проездов и подъездных путей. Требования к

подобным дорожным сооружениям регламентируются Федеральным законом №123, обговаривающим пожарную безопасность зданий и сооружений.
Пожарный проезд – обязательная часть благоустройства дворов, общественных центров и крупных загородных коттеджей. Они должны обустраиваться вокруг зданий и обеспечивать при необходимости свободный подъезд пожарных и иных коммунальных машин непосредственно к сооружению. Кроме того, от дорожного покрытия требуется надежность движения и удобство для разворотов массивной техники.

Отсутствие разъездных площадок для пожарных команд, невозможность подъехать к месту происшествия, стоянки для выполнения спасательных действий зачастую становится причиной трагедии. Существующие оборудованные территории часто не рассчитаны на высокую нагрузку, а используемые материалы не выдерживают веса современных пожарных машин.

Очень часто пожарные команды успевают вовремя прибыть к месту вызова, но не имеют возможности начать работать: разбитые территории, колейность, а иногда и случаи застревания техники мешают спасению людей и оперативному тушению пожара. Бетонные плиты, используемые в качестве пожарных проездов, занимают слишком много места, мешают передвижению легкового транспорта, просто не удобны и представляют собой не слишком приятное зрелище. Затруднительно и использование площадок с мягким верхним слоем грунта. Пожарная техника проваливается в почву, что приводит к автоматическому отключению лестниц.

В подобных условиях тяжелая пожарная машина не может ни найти надежной стоянки, ни выдвинуть лестницу, а оснащения соответствующими шинами и полным приводом есть не у каждого специализированного автомобиля. Еще один фактор, требующий решения – после работы спецтехники не оборудованная для этого территория выглядит не лучшим образом и нуждается в ремонте. И пожарные проезды, выполненные с применением газонных решеток, становятся лучшим выходом, решающим все возникающие проблемы.

Пожарные подъезды – нормативы

Проектируются подобные подъезды в соответствии с нормативными документами, регламентирующими расстояние до зданий, размеры и нагрузку, оказываемую на почву. Пожарные проезды, согласно нормативам, обговоренным в СП 4.13130.2013: п. 8.9, обязаны выдерживать не меньше 16 тонн веса на каждую ось, с чем газонные решетки ГЕО Газон отлично справляются при соблюдении необходимой подготовки к дорожной одежде.

Пожарные проезды – решение проблем

Газонные решетки ГЕО Газон укрепляют решетки без особого предварительного уплотнения грунта. Это позволяет, несмотря на выдерживаемую высокую выдерживаемую нагрузку, воде, используемой при тушении пожаров и, тем более, атмосферной влаге, просочиться в почву без всяких сложностей и предварительной подготовки дренажа

Система ГЕО Газон позволяет выбрать любой наполнитель, идеально подходящий для любого ландшафтного дизайна, дает абсолютную гарантию для проезда тяжелой техники без нарушения существующих площадок и их работы в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

Преимущества использования газонной решетки:

  • быстрая экономная укладка;
  • возможность создания площадок любого размера и конфигурации;
  • соблюдения пожаробезопасных требований;
  • идеальный внешний вид;
  • устойчивость материала к нагрузкам;
  • гарантия долгосрочного использования.

Проектирование и устройство подъездных путей и дорог

Технология устройства подъездных путей проста и не отличается от технологии устройства экопарковок из газонной решётки сотовой конструкции «ГЕО Газон».

Дорожная одежда включает:

  • покрытие, заполняемое грунтом;
  • выравнивающий слой из песка толщиной 3-5 см;
  • несущее основание, устраиваемое из гранитного щебня, укладываемого с расклинкой мелким щебнем;
  • дополнительного слоя основания из песка мелкого с коэффициентом фильтрации, равным 2 м/сут и более;
  • грунт земляного полотна — существующее грунтовое основание.

Для перехвата и отвода поверхностных вод, избежания перемешивания материалов слоёв и повышения несущей способности конструкции во времени дополнительно применяются геосинтетические прослойки. В качестве прослоек используются геосинтетические материалы: нетканый термоскреплённый геотекстиль «МИАКОМ-Т». Эти прослойки располагаются между слоями основания и грунтом.

Типовые конструкции дорожных одежд парковок и проездов для обычных условий Санкт-Петербурга (грунт-песок пылеватый и супесь пылеватая) приведены в таблице.

Тип конструкцииТип грунтаТребуемые толщины дорожной одежды, см
h 1h 2h 3h 2
Проезды к зданиям, пожарные проездыПесок пылеватый532627
Проезды к зданиям, пожарные проездыСупесь пылеватая532665

h 1 — покрытие, h 2 — песок, h 3 — щебень

Газонная решётка «ГЕО Газон», цена которой при строительстве проездов существенно ниже аналогов и альтернатив (асфальтобетон, бетонная плитка), позволяет значительно удешевить процесс проектирования и строительства дорог и проездов.

Приложение 3 — Требования к устройству проездов и площадок для пожарной техники и вертолетов

3.1. На участках высотных зданий следует проектировать кольцевые проезды с двумя независимыми выездами (въездами). Тупиковые проезды с разворотными площадками допускаются при невозможности кольцевания проездов вокруг высотного здания.

Возможность проезда пожарных машин должна быть обеспечена со всех сторон здания, в том числе к основным эвакуационным выходам из зданий и к выходам, ведущим к лифтам для пожарных подразделений.

Доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников должен быть обеспечен в любое помещение или квартиру, находящиеся в нижнем пожарном отсеке.

Ширина проездов для пожарных машин должна составлять не менее 6 м. Тупиковые проезды должны заканчиваться разворотными площадками размерами в плане не менее 15 х 15 м.

Подъезды и проезды для автолестниц и автоподъемников должны выполняться как дороги не ниже IY категории по СНиП 2.05.02-85.

Их уклон в местах установки автолестниц и автоподъемников должен быть не более 6° Радиусы поворотов проездов для пожарных машин должны быть не менее 18 м.

Дорожное полотно, а также грунт в месте установки основания выдвижной опоры (в том числе с подкладкой под опору) должны выдерживать давление 0,6 МПа (6 кгс/см2).

3.2. Площадки для оперативных транспортных средств, привлекаемых для пожаротушения и спасательных работ, следует предусматривать по заданию органа ГПС при отводе земельного участка. Требования к устройству площадок формируются и уточняются на основе оперативного плана пожаротушения.

Пожарные проезды и подъездные пути, площадки для оперативных транспортных средств должны обозначаться с помощью специальной пожарной разметки (за счет покраски бордюрных камней проездных путей в красный цвет устойчивой светоотражающей краской и устройства специальных дорожных знаков). Данная разметка должна быть хорошо различима в любое время суток.

3.3. Площадки для вертолетов и спасательных кабин (капсул, платформ и др.) необходимо предусматривать на покрытии зданий.

Площадки для кабин и вертолетов следует размещать на каждые полные и неполные 1000 м2 площади кровли здания. При этом необходимо предусмотреть еще один выход на кровлю и ограждение кровли высотой 1,5 м (для обеспечения безопасности людей от индуктивного потока несущих винтов вертолета).

Размер площадки для спасательных кабин должен быть не менее 5х5 м. Площадки следует проектировать ровными и размещать в центре кровли. Максимальный наклон площадок к горизонту не должен превышать 8°. Периметр площадок должен быть окрашен желтой полосой шириной 0,3 м. Над площадками и в непосредственной близости от них не должны располагаться антенны, электрооборудование, кабели и т.п. Максимальная высота препятствий относительно поверхности площадки в радиусе 10 м от её центра не должна превышать 3 м. Площадки для кабин следует проектировать из расчета общей нагрузки кабины 2500 кг, удельной нагрузки — до 2,5 кг/см2.

Размер площадки для эвакуации людей пожарными вертолетами должен составлять не менее 20х20 м. Данная площадка должна находиться на расстоянии не менее 30 м от ближайшего выступа стены и не менее 15 м от края покрытия. При расчете нагрузки на покрытие необходимо учитывать статическую и динамическую нагрузку.

Примечание. Статическая нагрузка для вертолетов класса К-32 составляет 11 тонн, а динамическая нагрузка — 22 тонны. Статическая нагрузка вертолета класса МИ-17 составляет 12 тонн, а динамическая -24 тонны.

Площадка должна иметь металлический поддон с глухим парапетом высотой не менее 0,1 м (из условия возможной аварийной ситуации с вертолетом), решетчатое ограждение высотой не менее 0,9 м. Площадку следует оборудовать стационарной автоматической установкой пенного пожаротушения по площади. Расчетное время работы установки — не менее 10 мин. при заполнении объема 20х20х0,1 в течение 1,5 мин. Кровля должна иметь решетчатое ограждение высотой не менее 1,2 м.

Читать еще:  Водоснабжение и канализация жилых зданий

3.4. Наземные вертолетные площадки для доставки спасаемых людей должны находится на расстоянии не более 500 м от зданий, с покрытия которых предусматривается спасение людей с помощью вертолетов и спасательных кабин. Расположение площадок на территории должно исключать возможность их использования не по прямому назначению (в качестве автостоянок и др.). Площадки рекомендуются делать возвышенными по отношению к прилегающей территории на 0,3 м и ограждать стационарным барьером. В зоне размещения площадок и возможных направлениях работы вертолета не должно быть деревьев, опор освещения, проводов и т.д.

Размер площадки должен составлять не менее 20х20 м. Данная площадка должна находится на расстоянии не менее 30 м от ближайшего здания.

Площадка должна выдерживать статическую и динамическую нагрузку от вертолетов соответствующего класса. К площадке следует предусматривать не менее 2-х подъездов для машин скорой помощи.

Противопожарные проезды вокруг здания

Разъясните требования пунктов 8.1, 8.10 СП 4.13130.2013 в части их применения к проектируемому трёхэтажному зданию детского сада (класс Ф 1.1) сложной конфигурации в виде буквы «Ш», а именно:

1. Является ли незастроенные площади внутри периметра застройки, ограниченные внешними сторонами наружных стен здания, размерами 8,00 метров (ширина) х 16 метров (глубина) каждая полузамкнутыми дворами и требуется ли устройство в них проездов для пожарной техники согласно п. 8.10 СП 4.13130.2013?

2. Определяют ли требования п. 8.1 СП 4.13130.2013 необходимость устройства подъезда для пожарных автомобилей со всех двенадцати сторон указанного выше здания, либо является достаточным наличие кругового подъезда?

3. Определяет ли п. 8.1 СП 4.13130.2013 необходимость устройства подъездов пожарной техники к теневым навесам, расположенным на территории детского сада?

1. В соответствии с примечанием № 1 к пункту 5.21 свода правил СП 18.13330.2011 «СНиП II-89-80* Актуализированная редакция. Генеральные планы промышленных предприятий»:

«Полузамкнутым считается двор, застроенный с трех сторон примыкающими друг к другу зданиями и имеющими в плане отношение глубины к ширине более единицы».

С учётом данного определения «незастроенные площади внутри периметра застройки, ограниченные внутренними сторонами наружных стен здания», обозначенные в вопросе соответствуют определению «полузамкнутого двора».

2. Для ответа на вопрос № 2 необходимо обратиться к разъяснению ВНИИПО МЧС России от 10.02.2016 № 634эп-13-4-4, содержащему разъяснения терминов «проезд для пожарной техники» и подъезд для пожарных автомобилей («противопожарный проезд»):

  • проезд для пожарной техники — это участок территории или сооружения (моста, эстакады и др.) по которому возможно передвижение пожарных автомобилей с соблюдением нормативных требований по безопасности движения транспортных средств;
  • подъезд для пожарных автомобилей («противопожарный проезд») — это участок территории или сооружения (моста, эстакады и др.) по которому возможно передвижение пожарных автомобилей с соблюдением нормативных требований по безопасности движения транспортных средств, а так же стоянка пожарного автомобиля с возможностью приведения в рабочее состояние всех механизмов, устройств, выполнения действий по тушению пожара и других действий предусмотренных ст. 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно пункта 8.1 свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты» к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1 (в том числе дошкольным образовательным учреждениям) подъезд пожарных автомобилей должен быть организован со всех сторон здания для обеспечения доступа пожарных с автолестниц и автоподъёмников «в любую квартиру или помещение, имеющее оконные проёмы, в том числе в зданиях и сооружениях со встроено- пристроенными и пристроенными помещениями.» (см. пункт 5 разъяснения ВНИИПО МЧС России от 10.02.2016 № 634эп-13-4-4). Это требование является определяющим в ответе на заданный вопрос.

Пунктами 8.6 и 8.8 СП 4.13130.2013 регламентирована ширина проездов (подъездов) для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений и расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения.

В рассматриваемом случае требуемое минимально возможное суммарное расстояние по ширине для тушения пожара даже одной внутренней стороны наружной стены здания при его высоте до 13 м не выдерживается, при этом в случае одновременного пожара в двух соседних блоках осуществить тушение противоположной стороны второй пожарной машиной не представляется возможным (данный вопрос требует дополнительного обсуждения с местным пожарным подразделением МЧС).

Кроме того, противопожарный проезд во внутренний двор блоков здания является тупиковым и, согласно пункта 8.13 СП 4.13130.2013 должен заканчиваться площадкой для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 м *15 м., что в данном случае также неосуществимо.

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае необходимо устройство подъезда пожарных автомобилей со всех двенадцати сторон проектируемого здания.

Ответ на вопрос № 3

Теневые навесы, как элемент обустройства детской игровой площадки, не являются объектом капитального строительства (зданием и сооружением), их изготовление и эксплуатация осуществляется согласно ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» и ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», а противопожарные мероприятия обеспечиваются в рамках выполнения требований Правила противопожарного режима в Российской Федерации, поэтому требования пункта 8.1 СП 4.13130.2013 на эти конструкции не распространяются.

Исключение составляют прогулочные веранды, пристроенные к основному зданию. Пункт 7.2.5 свода правил СП 252.1325800.2016 «Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования» гласит:

«7.2.5 Пристроенные прогулочные веранды дошкольных образовательных организаций следует проектировать той же степени огнестойкости и того же класса конструктивной пожарной опасности, что и основные здания, согласно СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты».

Организация кругового проезда пожарной техники

Правильно организованный подъезд пожарной техники к объекту не просто требование, изложенное в нормативных документах. Нередко удобный доступ пожарной техники и бригады к горящему зданию позволяет избежать человеческих жертв и быстрее побороть огонь.

Перечень соответствующих документов

Правила организации подъездных путей к объекту устанавливаются двумя нормативными актами.

  1. Обеспечение здания или сооружения подъездными путями для пожарной техники и пожарными проездами регламентируется ст. 90 Федерального закона № 123-Ф3 «Технический регламент и требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г. Причем вышеуказанные дороги могут быть как специально выполненными для прибытия пожарной бригады, так и совпадать с постоянно используемыми проездами и путями.
  2. Также при оснащении здания или сооружения пожарными подъездами необходимо руководствоваться требованиями СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

Основные требования по организации пожарных проездов

П. 8 СП 4.13130.2013 «Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям» устанавливает следующие правила и требования:

  • пожарные машины должны иметь свободный подъезд к объекту с двух продольных сторон (если он имеет класс пожарной функциональной опасности Ф 1.3 и высоту более 28 м или класс Ф 1.2, Ф 2.1, Ф 2.2, Ф 3, Ф 4.2 — Ф 4.4 и высоту 18 и более метров);
  • к производственному объекту пожарный проезд должен быть обеспечен или с одной стороны (если ширина объекта составляет не больше 18 м) или с двух сторон (если ширина – более 18 м или имеет место замкнутый/полузамкнутый двор);
  • только с одной стороны подъезд к зданию может быть организован, если объект имеет меньшую высоту, чем было рассмотрено в первом пункте, помещения имеют двустороннюю ориентацию или имеются наружные лестницы, соединяющие лоджии и балконы соседних этажей;
  • сквозные проезды в зданиях должны иметь ширину не меньше 3,5 м и высоту – не менее 4,5 и могут быть размещены не реже, чем через каждые 300 м;
  • в конце каждого тупикового проезда должны быть организованы участки для разворота пожарной техники размером минимум 15×15 м;
  • для жилого здания в несколько этажей (не более трех) подъезд пожарных машин должен быть обеспечен на расстояние не дальше 50 м.

Необходимость кругового подъезда к зданию

Со всех сторон пожарная техника должна иметь возможность подъехать, если:

  • здание имеет класс функциональной пожарной опасности Ф 1.1 или Ф 4.1;
  • площадь застройки составляет более 1000 м2 или имеет ширину 100 м и больше.

Регламентируемые параметры подъездных путей

Согласно п. 8 СП 4.13130.2013 ширина проезда для пожарных машин зависит от высоты здания и может составлять:

  • 3,5 м, если объект имеет высоту до 13 м;
  • 4,2 м при высоте от 13 до 46 м;
  • 6,0 м, если здание имеет высоту более 46 м.

Ширина пожарного пути, совмещенного с главным подъездом к объекту, может включать в себя тротуар, граничащий с проездом.

Расстояние от внутреннего края подъездной дороги до стены здания должно быть таким:

  • 5 – 8 м для зданий высотой менее 28 м;
  • 8 – 10 м, если объект имеет высоту более 28 м.

Если будут обеспечены тупиковые дороги к зданию с участками для разворота пожарных машин и пожарными гидрантами, то расстояние от границы проезжей части дороги до ближайшей стены производственного здания можно увеличивать до 60 м. При этом протяженность от самого объекта до разворотной площадки должна быть от 5 до 15 м, а между тупиковыми путями – не больше 100 м.

Максимальная длина тупикового проезда может составлять 150 м.

Пожарные проезды и подъезды

Татьяна Ошмарина

Требуемое расстояние от здания до края проезда 8-10 метров — чем обусловлено? Это минимальное расстояние или мне необходимо вписаться в эти 2 метра? На проектируемом объекте (группа жилых домов) здания расположены «елочкой» и делать проезд повторяющий контуры здания мне видится нецелесообразно.

Расстояние от внутреннего края подъезда до стены здания должно быть:
1) для зданий высотой не более 28 метров — 5-8 метров;
2) для зданий высотой более 28 метров — 8-10 метров.
Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты
зданий или сооружений должна составлять не менее:
— 3,5 метров – при высоте зданий до 13,0 м;
— 4,2 метра – при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 м;
— 6,0 метров – при высоте здания более 46 м.
Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.
Геометрию зданий и проездов нормы закона не учитывают. Очевидно, что проезды должны повторять контуры зданий, ибо целесообразность данного требования заключается в возможности установки пожарных автолестниц и подъёмников для спасения по ним жильцов верхних этажей, пути эвакуации которых отрезаны огнём и сильным задымлением.

(раздел 8 СП 4.13130.2013 «Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».)
Похожие публикации
Подъездные дороги к зданию
Высота прокладки воздушной ЛЭП
Подъезд к садовому участку
Ширина дорог в садоводстве
4 Comments

Разрешено использовать пожарный проезд в коттеджном посёлке для проезда на собственном автомобиле?

Пожарный проезд — это свободная от каких-либо препятствий (как по ширине, так и по высоте) проезжая часть предусмотренная для установки и (или) проезда пожарной техники. Ширина пожарного проезда д.б. не менее 6 метров. Использовать пожарный проезд для проезда на собственном автомобиле можно, а использовать его для стоянки (парковки) — неразрешительно.

Какова должна быть ширина прохода между соседними участками к противопожарному водоёму? Я считаю, что должен свободно проходить взрослый человек с двумя вёдрами. У нас же всего 80 см, и председатель считает, что этого вполне достаточно.

Требования пожарной безопасности не регламентируют ширину проходов между соседскими участками в садоводческих товариществах.
Для обеспечения доступа пожарных машин к водоисточникам в СНТ планировочными решениями должны быть предусмотрены проезды с шириной проезжей частью не менее 3,5 метра.
(п.5,5; 5,7 СП 53.13330.2011)

Я спрашивала немного о другом, о проходе именно к противопожарному водоёму, а не просто о проходе между участками. У нас в садоводстве с 1 октября отключают воду (водопровод только летний). В данный момент мне нужно сжечь мусор. Обычно возле костра я ставлю 2 ведра воды на всякий случай. Но сейчас я могу взять воду только на водоёме. Но как пронести эти два ведра с водой, ведь ширина прохода только 80 см?

Уважаемая Людмила, термина «проход к пожарному водоёму» не существует, также не существует нормативных требований к этому определению.
Размеры участков, улиц, проездов и проходов определены генеральным планом застройки и кадастровыми планами.
А вот сжигание мусора на территории СНТ категорически запрещено, за что предусмотрена административная ответственность в размере 1500 рублей.

Дача в СНТ в собственности. Подъезда автомобилей к участку нет (ширина прохода 1,86 м, длина до дома 70 м от центральной дороги. У соседей все границы участка узаконены, двигаться на 1 метр они не желают, а мы хотим жить и иметь как все проезд, как нам быть? Если не дай Бог возгорание, спец техника не сможет подъехать, как тут быть?

Запросить у председателя СНТ генеральный план, на котором должны быть все участки со всеми проездами. Обрисовать председателю сложившуюся ситуации. Сообщить требования Федерального закона:
«Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям, сооружениям и строениям на расстояние не более 50 метров.»
(ч.17 ст.67 ФЗ-123 «ТРоТПБ»)

Проезд: Территория, предназначенная для движения транспорта и пешеходов, включающая однополосную проезжую часть, обочины, кюветы и укрепляющие бермы.
(Приложение Б Термины и определения СП 53.13330.2011 ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ТЕРРИТОРИЙ САДОВОДЧЕСКИХ (ДАЧНЫХ) ОБЪЕДИНЕНИЙ ГРАЖДАН, ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ)

Но понимаете, этот проход так его назовём, он тупиковый, где находятся 3 участка!! Председатель умывает руки и говорит, что она не может заставить кого-то продвигаться!! Может эффективней будет в прокуратуру обратиться, что скажите?

Рекомендую обратиться за консультацией куратору инспектору, как раз сезон начинается. На месте инспектору проще разобраться. Посчитает необходимым, напишет предписание Председателю, а это законное требование.

Новостройка промышленного комплекса. При строительстве пожарных проездов во круг зданий произошло примыкание с резким подъёмом и поворотом дорожного полотна. Каков максимально-допустимый уклон дорожного полотна для проезда пожарных машин?

Данную тему мы рассматриваем как первичную меру пожарной безопасности предусмотренную ст. 67 ФЗ-123 «ТРоТПБ» «Проходы, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям и строениям».
Проектные решения должны быть подтверждены расчётом продольного уклона на участках кривых в плане малых радиусов выполненные согласно требований СП 42.13330.2011 таблица 8 и СП 34 13330.2012 «Автомобильные дороги» таблице 5.6.
Московские изыски в совершенствовании пожарных требований стремятся уклон пожарных проездов предусматривать не более 6‰.

Читать еще:  Огнезащитная обработка огнезащитным лаком Нортекс-Лак-Огнезащита валиком в 2 слоя: для обеспечения 1 группы огнезащитной эффективности по НПБ251 при обработке древесины и для обеспечения показателей пожарной опасности Г1, В1, РП1, Д2, Т2, панелей декоративных ДСП, МДФ, ДВП (ламинированных пленкой ПВХ, бумажно-смоляной пленкой, крашенные )

Противопожарные проезды вокруг здания

После длительного перерыва продолжаем рассмотрение и толкование новых требований ДБН Б.2.2-12: 2018 Планирование и застройка территорий в части пожарной безопасности.

В прошлый раз мы остановились на рассмотрении пункта 15.2.4. Предыдущие статьи находятся здесь и здесь.

Пункты 15.2.5 — 15.2.7 вместе с таблицами 15.3 и 15.4 были перенесены с ДБН 360-92 ** и СНиП II-89-80 без изменений.

Относительно пунктов 15.2.8, 15.2.9, 15.2.11 и таблиц 15.5 и 15.6, 15.7, то их появление в ДБН Б.2.2-12 вызвано несколькими факторами.

Сначала указанные таблицы содержались в «Инструкции о требованиях пожарной безопасности при проектировании автозаправочных станций» (далее — Инструкция), утвержденной приказом МЧС Украины от 06.12.2005 № 376 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 20 марта 2006 № 291 / 12165), которая действовала с 2006 по 2017 годы. В 2017 году распоряжением Кабинета Министров Украины от 10 марта 2017 № 166-р данный документ вместе со многими другими документами был отменен без замены. Фактически создалась ситуация, когда требования пожарной безопасности для проектирования автозаправочных станций отсутствовали, образовался «нормативный вакуум».

Во избежание указанного вакуума было решено требования по минимальным противопожарных расстояниям от сооружений АЗС до объектов окружающей среды выложить в ДБН Б.2.2-12. При этом вопрос установления минимальных противопожарных расстояний на территории АЗС между зданиями, сооружениями и технологическим оборудованием остается открытым.

Оценка соответствия помещений, зданий и сооружений, территорий, на которых они размещены, требованиям действующего законодательства в сфере пожарной безопасности

Требования пункта 15.2.10 перенесены ДБН В.2.3-15 и несколько дополнены.
С ДБН В.2.3-15: 2007 «Автостоянки и гаражи для легковых автомобилей» указанные требования будут исключены при внесении изменений в них.

Пункт 15.1.12 и таблица 15.8 перенесены из Инструкции и регламентируют минимальные противопожарные расстояния от технологического оборудования, зданий и сооружений АГНКС и многотопливных АЗС до зданий и сооружений автотранспортного предприятия, на территории которого они находятся.

Остальные пункты раздела 15.2 ДБН Б.2.2-12: 2018 перенесены без изменений из государственных строительных норм ДБН Б.2.4-1-94 «Планировка и застройка сельских поселений»,
ДБН В.2.4-3-95 «Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий» и СНиП II-89-80 * «Генеральные планы промышленных предприятий».

Раздел 15.3 посвящен требованиям к проездам для пожарных автомобилей.

Пункт 15.3.1 кроме старых требований, содержавшихся в ДБН 360-92 **, имеет новые требования по нагрузкам от пожарных автомобилей и требований по устройству проездов для них.

Так для самых крупных и крупных городов, имеющих районы высотной застройки, конструкцию дорожного покрытия пожарного проезда следует проектировать с учетом расчетной нагрузки от автолестницы или автоподъемника: не менее 15 т на ось, общая масса — 53 т, давление выносной опоры — 13,9 кг / см2.

Что касается проездов для пожарных автомобилей, то теперь к жилым домам высотой 9 этажей и выше, а также к общественным зданиям высотой 5 этажей и более проезды следует предусматривать со всех сторон. К домам меньшей этажности проезды можно устраивать с одной продольной стороны.

Также несколько изменились расстояния, на которых необходимо устраивать проезды для пожарных автомобилей: расстояние от края проезда до внешней стены здания следует принимать 5-7 м для зданий с условной высотой до 26,5 м включительно и 9-11 м для зданий с условной высотой более 26,5 м. данные изменения учитывают тактико-технические возможности автолестниц и автоколинчастих подъемников.

При формировании требований пункта 15.3.2 за основу были взяты аналогичные требования СНиП II-89-80 *, которые были дополнены следующими положениями:

«Для здания или сооружения шириной от 18 м до 100 м (кроме зданий по переработке и хранению зерна) разрешается устройство проезда с одной продольной стороны при одновременном соблюдении следующих условий:

— здание или сооружение должно быть одноэтажным;

— здание или сооружение не должно относиться к категориям А или Б по взрывопожарной опасности;

— здание или сооружение должно быть I, II, III, IIIа степени огнестойкости;

— здание или сооружение должно быть высотой не более 9 м;

— производственное (сельскохозяйственное) предприятие должно быть обеспечено внешним противопожарным водоснабжением с минимальным свободным напором, который должен обеспечивать высоту компактной струи не менее 10 м при максимально требуемого расхода воды на пожаротушение и расположением пожарного ствола для наиболее удаленной части здания на уровне наивысшей точки земли;

Оценка обеспечения необходимых условий для оперативного вызова пожарных подразделений и ликвидации пожара в случае его возникновения

— с продольной стороны, которая не обеспечена проездом для пожарных автомобилей, следует предусматривать устройство линии водопровода с установкой на ней пожарных гидрантов;

— производственное (сельскохозяйственное) предприятие должно быть дополнительно обеспечено пожарными колонками, пожарными рукавами и пожарными стволами в количестве, обеспечивающем подачу необходимых расходов воды и количества струй в самой отдаленной точке пола помещения самого отдаленного здания».

Данное предположение, в основном, связано с новыми технологиями содержания крупного рогатого скота и птицефабрик, для которых невозможно устройство проезда из двух продольных сторон.

Кроме того, в пункте 15.3.2 более четко приведены требования по расстоянию от края проезжей части до наружных стен зданий в зависимости от их высоты.

Пункт 15.3.3 устанавливает новое требование к максимальному наклону поверхности проезда в местах установки пожарных автолестниц и автоподъемников для их безопасной работы.

В пункте 15.3.5 требования к количеству въездов на территорию промышленных предприятий перенесены без изменений СНиП II-89-80 *, а именно: промышленные предприятия, площадь которых превышает 5 га должны иметь не менее двух въездов. Если сторона площадки предприятия имеет длину более 1000 м, то на этой стороне следует предусматривать не менее двух въездов на площадку. Расстояние между въездами по периметру ограждения должна быть не более 1500 м.

Что касается сельскохозяйственных предприятий такой же площади, которые зачастую имеют проезжую дорогу только с одной стороны, а с остальных сторон располагаются сельскохозяйственные угодья, то для них достаточно устройства двух въездов с расстоянием между ними не менее 200 м. При этом с внутренней стороны ограждения предприятия по периметру должно быть устроено круговой проезд шириной не менее 3,5 м с покрытием пригодным для проезда пожарной техники.

Пунктом 15.3.6 регламентировано максимальную длину тупиковых проездов, радиус кольцевого объезда или минимальные размеры разворотной площадки в конце тупикового проезда.

Системы оповещения о пожаре

Для обеспечения спасения людей и проведении работ по тушению пожара в пункте 15.3.7 установлено требование по озеленению придомовой территории и возможной прокладки инженерных сетей: «деревья, которые высаживают возле домов, не должны препятствовать проезду пожарных автомобилей. В зоне между домами и проездами, а также на расстоянии 1,5 м от проезда с противоположной стороны дома не допускается размещение ограждений, линий электропередач и строчного насаждения деревьев».

В пункте 15.3.8 предусмотрена возможность забора воды из прудов и водоемов, а на промышленных предприятиях — с брызгальных бассейнов, градирен и других сооружений.

Для дачной и садовой застройки в зависимости от количества земельных участков предусмотрены требования по оснащению их переносными и передвижными мотопомпами. Для садовой и дачной застройки с количеством участков более 800 допускается установка пожарного депо ИИИ типа. Также приводятся требования к количеству пожарных щитов (стендов).

На этом мы будем завершать рассмотрение раздела «противопожарные требования» новых государственных строительных норм ДБН Б.2.2-12: 2018.

Максимальная длина здания без пожарного проезда

Пожарный проезд: требования норм вокруг жилых и общественных зданий

Пожарный проезд предназначен для того, чтобы специализированная техника могла быстро добраться до очага возгорания и начать тушение. Отсутствие аварийных путей и разъездных площадок может привести к трагедии.

Необходимость пожарного проезда

При строительстве любого здания нужно обеспечить противопожарную безопасность и создать возможность проезда специальных автомобилей на территорию. Правильность создания удобных подъездов регламентируется нормативными документами. Легкий доступ к объектам возгорания поможет избежать жертв и в короткие сроки погасить огонь.

Противопожарный проезд обязателен для:

  • общественных центров;
  • больших загородных домов;
  • многоквартирных жилых домов;
  • ресторанов;
  • кафе;
  • гостиниц;
  • больниц;
  • учреждений культурно-просветительской деятельности;
  • школ.

Подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен непосредственно к зданию:

  1. С одной стороны, когда ширина сооружений до 18 м.
  2. С двух сторон — при ширине больше 18 м.
  3. Со всех сторон — если площадь постройки 10 га или ширина более 100 м.

Точного определения, что такое ширина зданий, в нормативных документах нет, но считается, что это промежуток между крайними разбивочными осями.

Дорожное покрытие должно быть надежным и выдерживать нагрузку от специализированных автомобилей. Площадки с мягким грунтом затрудняют проезд техники, поэтому на дорогах с глинистой или песчаной почвой допускается укрепление проезжей части подручными строительными материалами. Необходимо также сформировать уклон, который обеспечит сток воды, которая может появиться после выпадения осадков.

Проезд автотехники возможен по газону. Необходимая ширина — 6 м. В этой зоне нельзя располагать:

  • линии электропередач;
  • оборудование;
  • деревья;
  • кусты;
  • провода;
  • стоянки.

При наличии тупика строится площадка для разворота пожарной машины. Необходимая удаленность площадок для разворота от сооружений — не меньше 5 и не больше 15 м.

К водоемам, которые используются, чтобы погасить пожар, устраиваются подъезды с площадками 12х12 м.

Часто причиной трагедий становятся:

  1. Отсутствующая площадка для разворота техники.
  2. Загроможденность подъезда к месту возгорания.
  3. Отсутствие разъездных площадок.
  4. Дорожное покрытие, уложенное без учета допустимой нагрузки.
  5. Разъезженные территории.

Эти причины препятствуют пожарной команде спасать людей и тушить пожар, даже если они прибыли вовремя к месту вызова. Необходимо, чтобы дорога всегда была свободна, а спасатели имели возможность добраться с помощью автолестниц в любое помещение.

Пожарные проезды нормы

Пожарный проезд в частном секторе нужно сохранять свободным и поддерживать в исправном состоянии. Зимой его следует очищать ото льда и снега.

Для отдельно стоящих одно- или двухсекционных жилых сооружений допускается устройство проездов категории П1, т.е. ширина дороги — 3,5 м, обочина — 2 м. Автопроезды должны иметь 2 выезда на улицы. Также рекомендуется делать разъездные площадки протяженностью больше 15 м и шириной больше 7 м. Интервал между площадками — не более 200 м.

В тупиковых проездах необходима площадка для разворота пожарной техники. Длина тупикового автопроезда не должна быть больше 150 м, заканчивается он поворотными площадками, чтобы обеспечить разворот автотехники и пожарных машин. В габариты площадки для разворота можно включать:

  • подъезды для пожарной техники;
  • примыкающие тротуары;
  • промежуток от границы проезжей части до стены здания, если дорога рассчитана на вес пожарной машины.

Требования к пожарному проезду:

  1. Предусматриваются в замкнутых и полузакрытых дворах.
  2. Арки строятся шириной не меньше 3,5 м, высотой не меньше 4,5 м и располагаются не больше чем 300 м друг от друга. В исторических зданиях можно сохранять размеры арок.
  3. Подъезд к водоемам должен осуществляться согласно нормативным документам.
  4. К малоэтажным домам подъезд обеспечивается в радиусе не больше 50 м.
  5. Гидранты надо устанавливать возле дорог не дальше 2,5 м от границы проезжей части и на расстоянии более 5 м от стен сооружения.

При соблюдении норм создаются условия свободного доступа к объекту возгорания для устранения огня.

Минимальная ширина пожарного проезда

Ширина проезда для зданий с разной этажностью определяется такими нормами:

  • дома до 5 этажей должны иметь ширину дороги 3,5 м;
  • 6-16 этажей — 4,2 м;
  • 17 и больше — 6 м.

Поскольку бороться с пожарами в многоэтажных зданиях труднее, нужно больше специальной техники. Соответственно, ширина дорог должна быть больше. Если на противопожарных дорогах установлены гидранты или автоматическое тушение, ширину допускается изменить.

Минимальная ширина пожарного проезда должна составлять:

  • 3,5 м, когда высота зданий до 13 м;
  • 4,2 м — если высота построек от 13,0 м до 46,0 м;
  • 6 м — если здание выше 46 м.

Размеры разворотной площадки для пожарной машины — 15х15 м. Площадка обрабатывается антисептиком по всему периметру и оснащается водоприемниками в месте наклона дороги не меньше 6°. Этот наклон обеспечит сток лишних вод.

Регламент строительства

С начала любого строительства на первом плане должны стоять вопросы обеспечения рациональной противопожарной надежности. Разумно заранее предусмотреть, что любой пожар будет намного легче предупредить или ликвидировать «в зародыше», чем устранять после того, как он уже успеет охватить всю площадь и расположенные поблизости здания. При составлении плана строительства следует учитывать оборудование пожарных проездов и подъездов.

Читать еще:  Огнезащитная обработка чердаков

Пожарный проезд — возможность сквозного проникновения специализированной противопожарной техники через установленную территорию. Под подъездом имеется в виду возможность продвижения транспорта непосредственно к самому объекту возгорания.

Оба момента предназначены для обеспечения свободного доступа к строениям в случае образования возгорания. Так, создаются необходимые условия для немедленного вмешательства и устранения огня.

Пожарный проезд надлежит оборудовать согласно СП 42.13330.2011 и закону № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. Что же касается нагрузки на противопожарные пути, то здесь необходимо руководствоваться СП 4.13130.2013: п. 8.9.

Вышеперечисленные нормы противопожарной безопасности гарантируют свободный доступ пожарных автомашин к зданию.

Организация кругового проезда пожарной техники

Правильно организованный подъезд пожарной техники к объекту не просто требование, изложенное в нормативных документах. Нередко удобный доступ пожарной техники и бригады к горящему зданию позволяет избежать человеческих жертв и быстрее побороть огонь.

Перечень соответствующих документов

Правила организации подъездных путей к объекту устанавливаются двумя нормативными актами.

  1. Обеспечение здания или сооружения подъездными путями для пожарной техники и пожарными проездами регламентируется ст. 90 Федерального закона № 123-Ф3 «Технический регламент и требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г. Причем вышеуказанные дороги могут быть как специально выполненными для прибытия пожарной бригады, так и совпадать с постоянно используемыми проездами и путями.
  2. Также при оснащении здания или сооружения пожарными подъездами необходимо руководствоваться требованиями СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

Основные требования по организации пожарных проездов

П. 8 СП 4.13130.2013 «Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям» устанавливает следующие правила и требования:

  • пожарные машины должны иметь свободный подъезд к объекту с двух продольных сторон (если он имеет класс пожарной функциональной опасности Ф 1.3 и высоту более 28 м или класс Ф 1.2, Ф 2.1, Ф 2.2, Ф 3, Ф 4.2 – Ф 4.4 и высоту 18 и более метров);
  • к производственному объекту пожарный проезд должен быть обеспечен или с одной стороны (если ширина объекта составляет не больше 18 м) или с двух сторон (если ширина – более 18 м или имеет место замкнутый/полузамкнутый двор);
  • только с одной стороны подъезд к зданию может быть организован, если объект имеет меньшую высоту, чем было рассмотрено в первом пункте, помещения имеют двустороннюю ориентацию или имеются наружные лестницы, соединяющие лоджии и балконы соседних этажей;
  • сквозные проезды в зданиях должны иметь ширину не меньше 3,5 м и высоту – не менее 4,5 и могут быть размещены не реже, чем через каждые 300 м;
  • в конце каждого тупикового проезда должны быть организованы участки для разворота пожарной техники размером минимум 15×15 м;
  • для жилого здания в несколько этажей (не более трех) подъезд пожарных машин должен быть обеспечен на расстояние не дальше 50 м.

Необходимость кругового подъезда к зданию

Со всех сторон пожарная техника должна иметь возможность подъехать, если:

  • здание имеет класс функциональной пожарной опасности Ф 1.1 или Ф 4.1;
  • площадь застройки составляет более 1000 м2 или имеет ширину 100 м и больше.

Регламентируемые параметры подъездных путей

Согласно п. 8 СП 4.13130.2013 ширина проезда для пожарных машин зависит от высоты здания и может составлять:

  • 3,5 м, если объект имеет высоту до 13 м;
  • 4,2 м при высоте от 13 до 46 м;
  • 6,0 м, если здание имеет высоту более 46 м.

Ширина пожарного пути, совмещенного с главным подъездом к объекту, может включать в себя тротуар, граничащий с проездом.

Расстояние от внутреннего края подъездной дороги до стены здания должно быть таким:

  • 5 – 8 м для зданий высотой менее 28 м;
  • 8 – 10 м, если объект имеет высоту более 28 м.

Если будут обеспечены тупиковые дороги к зданию с участками для разворота пожарных машин и пожарными гидрантами, то расстояние от границы проезжей части дороги до ближайшей стены производственного здания можно увеличивать до 60 м. При этом протяженность от самого объекта до разворотной площадки должна быть от 5 до 15 м, а между тупиковыми путями – не больше 100 м.

Максимальная длина тупикового проезда может составлять 150 м.

Пожарный проезд: нормы и требования

Для обеспечения безопасности жильцов многоквартирных, а в больших городах, мегаполисах, таких как Москва с Санкт-Петербургом, еще и высотных домах; работников, сотрудников предприятий/организаций, многочисленных посетителей, находящихся в многоэтажных зданиях общественного назначения – офисных, торговых, деловых, развлекательных, административных центрах, возможность беспрепятственного подъезда к ним спецтехники пожарных подразделений МЧС России крайне востребована.

В зависимости от конкретной ситуации, не менее важна, буквально жизненно необходима, как и правильно организованная, технически обеспеченная автоматическими системами оповещения безопасная эвакуация, наличие воздушно-пенных, углекислотных или порошковых огнетушителей, исправность, укомплектованность ПК, работоспособность АПС и АУПТ.

Свободные пути следования людей – не загроможденные старой мебелью, грудами ненужной документации коридоры, лестничные клетки запасных выходов, незакрытые на навесные/врезные замки двери; ключи от которых имеются неизвестно где.

Назначение

Знак “Пожарный проезд”

Говоря о многоквартирных, высотных домах, многоэтажных общественных зданиях, не следует забывать и о частном жилом секторе как в черте крупных населенных пунктов, так за городом в многочисленных поселках.

Особенно в дачных кооперативах, садово-огородных товариществах, в деревнях, районных центрах, где наличие подъезда к зданиям, строениям частных дворов для специальной автотехники, стоящей на вооружении подразделений МЧС России; а также ширина пожарного проезда в условиях, как правило, стесненной, часто хаотичной, самовольной застройки; не менее важны, чем наличие противопожарных разрывов, уберегающих собственников от быстрого, а при наличии сильных порывов ветра стремительного, зачастую ураганного распространения огня по всей территории населенного пункта, дачного поселка.

Сказать, что проблема эта нова, нельзя. Ведь еще со времен Петра Великого и до сего, вроде бы просвещенного, времени; существующие на текущий исторический период органы власти с переменным успехом, чаще крепким кнутом, чем мягким пряником, вразумляют владельцев недвижимого имущества о необходимости строиться, соблюдая противопожарные разрывы, обеспечивая пожарный проезд.

Ведь он нужен не только для возможности в любое время суток спецтехнике подразделений МЧС России вплотную добраться до зданий, строений для подачи стволов на тушение, организации немедленной разведки сложившейся обстановки, экстренной эвакуации людей.

Проезд для пожарной машины, а под этим обобщенным названием понимается вся спецтехника, предназначенная как для непосредственного тушения, его технического обеспечения – связи, освещения, управления, насосных станций для перекачки воды в случае необходимости; так и аварийно-спасательной техники для безопасной высотной эвакуации людей с этажей горящего, задымленного здания, будь то жилой многоквартирный дом или офисный центр – механических лестниц, коленчатых/телескопических подъемников на базе автомобилей, необходим:

Знак Пожарный проезд установленный в дворе дома

  • Для возможности установки пожарных автомобилей на гидрант для длительной бесперебойной подачи воды для тушения пожара.
  • Установки подъемной спасательной техники в надежном устойчивом состоянии на ровной площадке с твердым покрытием, предназначенной для этих целей.
  • Проезда, свободного разворота, выезда, связанного с заменой/ротацией специальной техники в ходе тушения пожара в зависимости от сложившейся, часто изменяющейся ситуации.

Надо сказать, что проблемы нормального, свободного проезда пожарных автомобилей в большей степени касаются жилой и общественно-административной застройки любых постоянно или сезонно населенных пунктов – от мегаполисов до дачных поселков.

На территории промышленных предприятий, где в большинстве случаев по-прежнему установлено единоначалие и жесткая структура управления от директора до начальника смены, бригадира, старшего оператора, имеются так или иначе ответственные, часто материально, лица; там ситуация с содержанием пожарных проездов и подъездов к зданиям цехов, складов, технологических установок, заложенных, созданных по плану, обстоит вполне нормально. Их не застраивают, не перегораживают, чаще всего даже не захламляют, что не может не радовать.

Нормы

Казенная, уже не вызывающее должного эффекта, фраза о том, что требования безопасности, в том числе пожарной, образно говоря, написаны кровью самих жертв, не выполнявших, не соблюдавших их случайно или из-за халатности, безалаберного, наплевательского отношения к любым ограничениям собственного «Я»; в данном случае неприменима к большинству ситуаций, связанных с пожарным проездом к горящим зданиям, сооружениям.

Как правило, когда пожарные подразделения не могут выполнять свои обязанности по установке автомобилей на гидранты, развертывать необходимые действия по экстренной эвакуации людей из окон здания, заполненного ядовитыми продуктами процесса горения, в котором находится очаг огня, и продолжается его стремительное распространение, то виноваты в этом обычно другие люди:

  • Проектировщики, обожающие вести так называемую точечную застройку «старых» микрорайонов, реконструкцию зданий с расширением их габаритов из-за различных пристроек, устройства/установки ранее не предусмотренных малых архитектурных форм, детских/спортивных площадок. И все это без учета существующих пожарных разрывов, проездов, площадок для разворота, установки специальной техники.
  • Работники местных администраций, направо и налево выдающие разрешения/согласования о возможности установки/строительства так нужных населению в шаговой доступности киосков, палаток, павильонов по розничной торговле ежедневно необходимых товаров, включая фальсифицированный алкоголь типа «боярышник де люкс». А то, что эти сооружения временного или капитального характера очень часто значительно уменьшают ширину пожарного проезда, подъезда к расположенным неподалеку зданиям, или делают движение по нему вовсе не возможным делом, так кто об этом знает, помнит в каждодневных неусыпных заботах об электорате.
  • Не думающие ни о ком, кроме себя и своих сиюминутных интересов, жильцы дома, сотрудники, дежурный персонал, многочисленные посетители горящего здания, припарковавшие личные автомобили по неистребимой, наглой привычке так, что, как говорится, не пройти – не проехать уже никому.

Раньше необходимость обеспечения проходов, проездов к зданиям/сооружениям, строениям в части обеспечения ПБ регламентировала ст. 67 ФЗ № 123 от 22.07. 2008. Многие специалисты, считающие себя экспертами пожарного дела с настойчивостью, достойной лучшего применения, продолжают цитировать ее требования. Но, вот в чем проблема – данная статья «Технического регламента о требованиях ПБ» отменена еще с 12.07.2012. Вот такой казус случился.

В чем причины такого решения автору статьи не доводили, а понять мотивы ему не удалось.

Пожарный проезд (агитация)

К счастью, хоть в ст. 90 этого же закона, регламентирующей обеспечение деятельности подразделений МЧС, осталось пусть и декларативное упоминание о том, что для зданий/сооружений обязано быть обеспечено устройство:

  • Пожарных проездов/подъездных путей для пожарной техники, которые должны быть специально выполненными для этих целей или совмещенными; т.е., по-видимому, имеются существующие проспекты, улицы, переулки, а также дороги, разворотные площадки, парковки внутри дворов жилой и общественной застройки городов, поселков.
  • Средств подъема бойцов пожарных подразделений на кровлю зданий/сооружений. Надо думать, это речь идет о наружных пожарных лестницах.
  • Противопожарного водопровода, сухотрубов и пожарных резервуаров (емкостей). Ну, хоть о пожарных гидрантах и водоемах там, где нет централизованной системы водоснабжения не забыли.

Правда, остался не отмененным давнишний, переживший даже перестройку, СНиП 2.07.01-89*, знакомый всем сотрудникам пожарной охраны, занимающимся нормативно-технической деятельностью, а также проектировщикам. В 2010 году, видимо, за заслуги в деле обеспечения ПБ, его еще назвали СП 42.13330.2010, оставив практически в неизменном виде. Поэтому до 2013 года он один и мог выдвигать требования по обеспечению пожарных проездов к зданиям/сооружениям в застройке городских и сельских поселений.

В стороне не остались лишь власти столицы, знающие о проблемах в застройке, где с 1999 года такие требования существуют в МГСН 1.01-99, также известным как ТСН 30-304-2000 г. Москвы, регламентирующий нормы/правила проектирования планировки/застройки.

Лишь в 2013 году появился новый документ, устанавливающий жесткие комплексные требования к ограничению распространению пожара на любых защищаемых объектах. Это СП 4.13130.2013, в нем в главе 8 весьма подробно изложены требования того, как должен быть спроектирован, устроен проезд пожарной техники к зданиям на стадии проектирования, строительства, а также реконструкции.

В частности, он должен быть обеспечен:

  • Вдоль всего здания многоквартирного жилого дома с двух сторон, если его высота равна или более 28 м. На практике, это стандартная 9-этажная блок-секция, различные серии проектов которой построены в стране от Калининграда до Владивостока.
  • Со всех сторон, если это здания детского дошкольного заведения, больницы, дома для престарелых/инвалидов или спальный корпус детского интерната, а также средних школ, гимназий, технических и гуманитарных колледжей и училищ.
  • К цехам, складам, различных технологическим установкам, резервуарам хранения промышленных предприятий: с одной стороны здания/сооружения, если их ширина не превышает 18 м; с двух – при ширине больше 18 м, а также если имеется незастроенная внутренняя территория – двор.
  • Со всех сторон, если здание имеет общую площадь застройки больше 10 тыс. кв. м. или ширину более 100 м.

Ширина

А также четко определена минимальная необходимая ширина пожарного проезда в зависимости от высоты здания, сооружения:

  • Если меньше 13 м, то 3,5 м.
  • От 13 до 46 м – 4,2 м.
  • Выше 46 м – не менее 6 м.

Не забыты и традиционные нарушители требований обязательного наличия пожарного проезда. Так, на территории любого загородного поселка, объединяющего любителей работы в огороде, саду или отдыха на даче, ширина всех (!) улиц обязана быть не меньше 7 м, а проездов – 3,5 м; что позволит пожарным подразделениям беспрепятственно и быстро добраться до любого дома, строения на каждом участке, приступить к тушению.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector