Особенности тушения пожаров на транспорте
Тушение пожаров на железнодорожном транспорте (стр. 1 из 5)
1 Тушение пожаров на железнодорожном транспорте
1.1 Тушение пожаров подвижных составов на железнодорожном транспорте, на товарных и сортировочных станциях
1.2 Особенности тушения пожаров в вагонах, груженых опасными грузами
1.3 Особенности тушения пожаров в вагонах и цистернах со сжатыми и сжиженными газами
1.4 Особенности тушения пожаров в вагонах со взрывчатыми материалами и отравляющими веществами
1.5 Особенности тушения пожаров в пассажирских, рефрижераторных, дизель и электропоездах
1.6 Особенности тушения пожаров в подвижном составе на электрифицированных участках
1.7 Организация тушения пожаров в железнодорожных тоннелях
2 Меры по предотвращению пожаров на железнодорожном транспорте
Список использованной литературы
В условиях современной развитой промышленности особое внимание уделяется транспорту. Транспортные потоки обеспечивают массовую перевозку не только людей, но и большого количества грузов, в том числе пожароопасных. Большая нагрузка по этим работам ложится на железнодорожный транспорт, который является ведущим видом транспорта в Российской Федерации: на их долю приходится свыше 80% грузооборота и около 40% пассажирооборота.
В связи с этим на объектах железнодорожной отрасли увеличивает риск и вероятность возникновения пожаров при осуществлении перевозочного процесса. Подтверждением этого является то, что в 2005 году, сравнении с прошлым годом, количество пожаров на объектах и подвижном составе ОАО «РЖД» возросло более чем на 16%, а прямой материальный ущерб возрос в 8,5 раза. Следует отметить, что 50% из общего количества пожаров, происшедших на объектах отрасли, приходится на железнодорожный подвижной состав. Характерно то, что около 70% всех пожаров произошли на тепловозах и электровозах, эксплуатируемых более 20 лет.
В нашей стране организацией пожарной защиты железных дорог занимается Федеральное Государственное предприятие «Ведомственная охрана» ЖДТ России (ФГП ВО ЖДТ России), использующие для тушения пожарные поезда, которые являются основной тактической единицей по ликвидации пожаров, проведению аварийно-спасательных работ при авариях, крушениях, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях, сопровождающихся пожарами. В составе ФГП ВО ЖДТ России функционируют 324 пожарных поезда, которые включают более 1,3 тыс. единиц подвижного состава, в том числе 369 вагон-насосных станций, 776 цистерн-водохранилищ, а также 214 единиц дополнительного подвижного состава.
Около 25% пожарных поездов по своим тактико-техническим характеристикам отнесены к категории специализированных, с повышенным уровнем их оснащения, способных наряду с тушением пожаров выполнять широкий спектр работ по ликвидации аварийных ситуаций, производить перекачку опасных грузов из аварийных цистерн непосредственно на месте обнаружения аварии, без транспортировки в специально отведенные места, а также нейтрализации опасных грузов.
В течение 2005 года пожарные команды (поезда) привлекались на тушение пожаров 2,9 тыс. раз, а также 471 раз – для ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Силами пожарных команд (поездов) ликвидированы 137 пожаров на стационарных объектах и в железнодорожном подвижном составе, а также 684 пожара в полосе отвода, распространение которых могло привести к сбоям в движении поездов или к полному уничтожению огнем объектов отрасли.
За первые пять месяцев текущего года на сети железных дорог произошло 103 пожара. На 16% сократилось количество пожаров на объектах инфраструктуры железных дорог. Пожарными поездами совершено 943 выезда на пожары и 157 – на ликвидацию чрезвычайные ситуаций. При пожарах спасено 55 человек и материальных ценностей на сумму около 20 млн. рублей.[1]
По железным дорогам перевозится несколько тысяч наименований грузов с различными свойствами по взрывопожарной опасности. Возникновение пожара на железнодорожном транспорте приводит к разрушению транспортных коммуникаций, наносит непоправимый урон грузам, может привести к травмированию и гибели пассажиров и работников железнодорожного транспорта.
Для железнодорожного транспорта опасность, связанная с пожарами, заключается в следующих обстоятельствах:
– на железнодорожных объектах сосредоточено большое количество пожаро- и взрывоопасных веществ и материалов, чье воздействие в случае аварии или пожара наносит косвенный ущерб, превышающий убытки от самого пожара;
– пожары могут возникать не только в зданиях, но и в движущихся поездах (в вагонах и локомотивах), находящихся как на станциях, так и на перегонах, для тушения которых использование пожарного автомобильного транспорта не всегда возможно;
– по сети железных дорог перевозятся разнообразные грузы, которые могут самовозгораться при нарушении нормативного давления или температурного режима, что нарушает работу дороги, например, взрыв одной цистерны полностью парализует транспортный конвейер станции.
Все вышесказанное обосновывает актуальность данной темы.
1 Тушение пожаров на железнодорожном транспорте
Основными причинами пожаров и взрывов на железнодорожном транспорте является неосторожное обращение с огнём, искры локомотивов, печей вагонов – теплушек, котлов отопления пассажирских вагонов, а также технические неисправности. На эту группу причин приходится более 60% всего количества пожаров и взрывов. Примерно по 10% приходится на нарушения государственных стандартов и правил погрузки (вызывающие самовозгорание, трение упаковочной проволоки и т.п.), на попадание неустановленного источника зажигания внутрь вагонов и контейнеров или на открытый подвижной состав.
Далее по степени убывания идут неисправность электрооборудования, недосмотр за приборами отопления и их неисправность, аварии и крушения, искры электросварки и прочие причины. Следует отметить, что наибольшее количество пожаров возникает на подвижном составе (примерно 80% общего количества пожаров на железнодорожном транспорте). Это вызывает необходимость разработки более эффективных мероприятий по предупреждению пожаров в грузовых и пассажирских вагонах, а также на локомотивах.
При возникновении пожара на перегоне машинист после оценки обстановки по согласованию с поездным диспетчером принимает решение либо следовать до ближайшей станции (разъезда), либо остановить поезд на участке, по возможности горизонтальном и благоприятном для подъезда пожарных автомобилей (у шоссейных дорог, переездов).
При возникновении пожара машинист, дежурный по станции, маневровый диспетчер, поездной диспетчер, дежурный по отделению должны немедленно:
— вызвать пожарный поезд близлежащей станции и сообщить о случившемся, обеспечить его беспрепятственный пропуск к месту пожара;
— дать информацию на центральный пункт пожарных подразделений военизированной охраны железной дороги и подразделений военизированной пожарной службы МЧС РФ о наименовании и количестве груза в горящем и смежных с ним вагонах; о принятых мерах по отцепке и эвакуации соседних вагонов, обесточиванию участка контактной сети; о характере (вид, степень) опасности грузов, находящихся в зоне пожара, и другие необходимые сведения;
— организовать сбор членов добровольной пожарной дружины (ДПД);
— подать заявку энергодиспетчеру о снятии напряжения в контактной сети;
— обеспечить первоочередную эвакуацию пассажиров, подвижного состава с людьми и опасными грузами в безопасное место;
— освободить до прибытия пожарного поезда по возможности не менее трех соседних путей с обеих сторон от очага пожара и вывести вагоны из опасной зоны на расстояние не менее 200 метров.
— силами ДПД и работников станции приступить к тушению пожара с использованием первичных средств пожаротушения согласно указанию аварийной карточки и предотвратить по возможности растекание легковоспламеняющихся и горючих жидкостей; емкости с такими жидкостями по возможности переместить в безопасное место.
К выполнению работ при необходимости могут быть привлечены другие работники железной дороги.
Ответственность за организацию и руководство тушением пожара до прибытия пожарных подразделений, спасением пассажиров, эвакуацией подвижного состава и грузов возлагается:
на станциях — на начальника станции, его заместителя, а в их отсутствие на дежурного по станции;
на перегонах — на машинистов (помощников) и бригады специалистов сопровождения опасных грузов.
Ответственный за тушение пожара высылает работников железной дороги для встречи подразделений пожарной охраны.
После прибытия к месту пожара подразделений пожарной охраны руководство тушением пожара переходит к руководителю пожарного подразделения, который возглавляет работы по тушению пожара и управляет подразделениями пожарной охраны, участвующими в ликвидации пожара. Действия работников станции по эвакуации и рассредоточению подвижного состава осуществляются по указанию руководителя тушения пожара или по согласованию с ним. Между руководителем тушения пожара и штабом ликвидации аварии должна быть организована устойчивая связь.
Руководителем тушения пожара создаются следующие боевые участки:
— по обеспечению эвакуации подвижного состава;
— по защите подвижного состава;
— по тушению пожара и охлаждению выведенных из зоны пожара железнодорожных вагонов, в том числе вагонов-цистерн.
При необходимости доставки пожарной техники и личного состава к месту пожара железнодорожным транспортом военизированная пожарная служба МЧС РФ направляет заявку дежурному по отделению железной дороги на требуемое количество платформ и вагонов с указанием времени и места их подачи.
Порядок организации и ликвидации пожаров на железнодорожном транспорте определен «Инструкцией по тушению пожаров в подвижном составе на железнодорожном транспорте» (РД РБ БЧ 40.007-98). Лица, обнаружившие пожар или получившие сообщение о нем, обязаны немедленно вызвать органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям и военизированную пожарную охрану железной дороги через дежурного по станции по телефону или другим способом.
Предотвращение и тушение пожаров на транспорте
В последние годы все чаще объектом возгорания становятся автотранспорт. Гораздо страшнее, когда транспорт общественный: в этих случаях речь идет не столько о материальных потерях — опасности подвергаются здоровье и жизнь многих людей. Единственно возможный способ избежать трагических последствий возгорания — максимально быстро ликвидировать его источник. Современные технологии пожаротушения автомобилей позволяют сделать это наиболее эффективно.
Причины пожаров на транспорте
Согласно статистике, количество пожаров на общественном транспорте постоянно растет, а по тяжести последствии такие инциденты не уступают ДТП. Пожары на транспорте — вторые по частоте после пожаров в жилье в России.
Возгорания в автобусах, троллейбусах, трамваях, метро чаще всего возникают в силу особенностей конструкции транспорта и человеческого фактора, а именно:
обилия горючих материалов в отделке салона,
большого объема электрокабелей,
нарушения требований к перевозке легковоспламеняющихся жидкостей и содержанию горючих материалов, и т. д.
За счет скорости движения транспортного средства к очагу возгорания поступает дополнительный кислород, что усиливает горение. Совокупность этих причин приводит к тому, что огонь распространяется по салону в считанные минуты. А справиться с ним с помощью огнетушителя зачастую невозможно из-за силы пламени и возгораний в труднодоступных местах.
Автоматическая система пожаротушения для автомобилей: помощь водителю, защита пассажиров
Чтобы защитить жизни людей, общественный транспорт необходимо оснащать современными системами автоматические системы пожаротушения пожарной защиты. К ним относится автоматическая система пожаротушения автомобиля. Ее главная функция — моментально обнаружить источники возгорания и ликвидировать их на тех узлах транспортного средства, которые недоступны для огнетушителя.
Пожаротушение моторного отсека
Моторный отсек — самый пожароопасный в конструкции автотранспорта. Защитить этот важный узел от возгорания, а пассажиров — от серьезных последствий поможет автоматическая система пожаротушения двигательного отсека, которую производит компания «НПГ «Гранит-Саламандра».
Система представляет собой генератор специального огнетушащего аэрозоля, который устанавливается под капотом. В случае пожара прибор активируется с помощью блока управления, находящегося в кабине транспортного средства. Также система имеет функцию автоматического запуска, которая срабатывает при критическом повышении температур и отсутствии действий со стороны водителя.
Как работает система?
Система непрерывно контролирует температуру в отсеке. Как только она поднимается до 130 градусов, на блок управления приходит световое оповещение, раздается звуковой сигнал.
Если водитель бездействует (например, травмирован в аварии), а температура в двигателе вырастает до 180° С, система запускается автоматически. Генератор огнетушащего аэрозоля приводится в действие, смесь концентрируется в очаге возгорания до его ликвидации.
Аэрозольная смесь сохраняет свою концентрацию еще некоторое время, что позволяет избежать повторного возгорания.
Пожар ликвидируется при закрытом капоте: для тушения огня не требуется поднимать капот и тем самым доставлять к источнику огня дополнительный кислород, усиливающий горение.
Тушение пожаров на автотранспорте с помощью автоматических систем эффективно как в начальных стадиях возгорания, так и при дальнейшем распространении пожара.
Установки объемного тушения в салоне: решения для автобусов и троллейбусов
Очаги возгорания могут возникать не только в двигателе: в автобусах и троллейбусах пожары нередко начинаются в салоне. Огонь распространяется моментально, и ликвидировать его необходимо незамедлительно, чтобы не допустить человеческих жертв. Как правило, огнетушитель в таких случаях практически бесполезен из-за большой площади возгорания. Практика показывает, что при борьбе с огнем в салоне транспорта наиболее эффективна система, генерирующая огнетушащий аэрозоль .
В случае пожара в автобусе или троллейбусе достаточно выдернуть предохранительную чеку прибора и забросить его в салон, где он сработает через 7-10 секунд. Генератор выпускает аэрозоль , частицы которого распространяются по салону, уменьшают температуру и тем самым ликвидируют горение. В течение 10-15 минут огнетушащая смесь сохраняется в воздухе, предотвращая повторные возгорания.
НПГ «Гранит-Саламандра»: эффективные способы пожаротушения на автомобильном транспорте
НПГ «Гранит-Саламандра» стала первой в России компанией, занявшейся модернизацией генераторов аэрозоля еще в 80-90 годы. Сегодня предприятие располагает собственным исследовательским центром, разрабатывающим инновационные автоматизированные системы. Приборы производятся на заводе компании в Твери.
Генераторы огнетушащего аэрозоля от НПГ «Гранит-Саламандра» выпускаются в большом ассортименте, разных габаритов и успешно применяются как в нашей стране, так и по всему миру. Разработки компании зарекомендовали себя как эффективные и надежные системы для предотвращения и ликвидации пожаров на любом виде транспорта.
Особенности развития и тушения пожаров на железнодорожных станциях
На станциях с числом путей более трех, через каждые 150 м должны оборудоваться междушпальные лотки для прокладки двух рукавных линий под рельсы в каждом лотке. На станциях с числом путей 10 и более через каждые 150 м предусматривается устройство сухотрубов диаметром 77-89 мм. Время отключения контактной сети и снятие напряжения от момента сообщения о пожаре до подачи огнетушащего вещества не должно превышать 10 минут.
Дежурные по станции должны иметь прямую телефонную связь с ЦУКС гарнизона ГПС. В целях обеспечения ликвидации крупных пожаров и аварийных ситуаций, на отделениях железных дорог создаются опорные пункты запаса пенообразователя не менее 10 тонн и резерв пожарной техники в каждом. План ликвидации пожаров и аварийных ситуаций согласовывается с органами ГПС МЧС России.
Пожар в вагоне поезда
- порядок и схема оповещения,
- расчет сил и средств;
- обязанности должностных лиц станции и пожарных поездов ;
- рекомендации по тушению пожаров подвижного состава; вопросы безопасности.
Наибольшую пожарную опасность представляют сортировочные и грузовые станции, которые имеют развитую сеть железнодорожных путей. В крупных парках станций ежедневно перерабатывается до 20 тыс. единиц вагонов с грузами. Среди них наиболее опасными являются цистерны с ЛВЖ, ГЖ, сжиженными газами.
Пожары на железнодорожном транспорте имеют свои особенности и отличаются сложностью боевых действий подразделений пожарной охраны.
Сложность заключается в том, что при пожаре зачастую задерживается введение первичных огнетушащих веществ до выяснения физико-химических свойств грузов и обесточивания электроконтактной сети над горящим подвижным составом.
Особенности тушения
Пожарная опасность железнодорожных станций и подвижного состава характеризуется:
- наличием большого количества единиц подвижного состава (крытых грузовых вагонов, полувагонов, платформ, контейнеровозов, цистерн и др.) с различными горючими, легковоспламеняющимися пожаровзрывоопасными жидкостями, сжиженными газами, твердыми горючими материалами;
- высокой плотностью застройки участковых, сортировочных и грузовых станций складскими помещениями и заполнения подвижным составом;
- наличием на грузовых, сортировочных, участковых станциях большого количества различных типов параллельно стоящих на путях сформированных железнодорожных составов;
- наличием узких протяженных разрывов между составами, способствующих быстрому распространению огня на большую площадь;
- развитой сетью железнодорожных путей, занятых составами, затрудняющими подъезд пожарных автомобилей и прокладку линий к месту пожара;
- недостаточной мощностью и слабо развитой сетью противопожарного водоснабжения.
Особенности развития пожаров
Наибольшую опасность для людей представляют пассажирские вагоны. Скорость распространения пламени в пассажирских вагонах по коридору — 5, по купе — 2,5 м/мин. В течение 15-20 мин огнем полностью охватывается весь вагон. Температура в вагоне повышается до 850°С, а температура пламени достигает более 1000°С. Необходимое время эвакуации пассажиров с учетом воздействия опасных факторов пожара составляет 1,5-2 мин до блокирования основных выходов. Плотность теплового потока на расстоянии 9-10 м достигает
10 кВт/м2, что приводит к загоранию подвижного состава и воспламенению твердых горючих материалов в полувагонах и на платформах, расположенных на соседних путях.
При горении в грузовом подвижном составе время распространения огня по всему грузовому вагону составляет не более 20 мин. Через 30-40 мин пол в вагоне прогорает на железнодорожные пути. Скорость распространения огня вдоль подвижного состава в среднем составляет 1,4, по подвижному составу на соседних путях 0,4 м/мин. Скорость роста площади пожара в первые 10 мин свободного горения подвижного состава достигает 3,1-4 м2/мин, а в последующие 10-50 мин 7-8 м2/мин.
Ответственность за организацию и руководство тушением пожара, спасание пассажиров, эвакуацию подвижного состава и грузов до прибытия пожарной охраны возлагается:
- на станциях — на начальника станции, его заместителей, а в их отсутствии – на дежурных по станции;
- на перегонах (в пути следования) — на машинистов грузовых и дизель- электропоездов; машинистов головного поезда для соединенных поездов; начальников пассажирских поездов; начальников секции рефрижераторных поездов; лиц, сопровождающих почтово-багажные поезда и специальные вагоны;
- на предприятиях по обслуживанию и ремонту подвижного состава — на руководителя предприятия или его заместителя, а в их отсутствии — на начальников смен.
Тушение пожаров на транспорте
Транспортные средства осуществляют свои функции в особых условиях, зачастую отдалённых. Это означает, что чрезвычайная ситуация при их эксплуатации может возникнуть как на земле, так и в воздухе, воде и даже в космосе. Именно с этим связаны особенности тушения пожаров на транспорте разного типа. В некоторых случаях не получится ликвидировать очаг возгорания, просто залив его водой. Тут нужно учитывать вид транспортного средства и его конструкцию.
Пожарная опасность ТС и характер пожара в зависимости от места его возникновения
В обязанности обслуживающего транспортное средство персонала входит умение в считанные секунды оценивать обстановку при возникновении ЧС. Они должны учитывать особенности развития пожара при его тушении. Эти знания необходимы для минимизации материального ущерба и спасения жизни других людей.
Самым опасным транспортным средством считается автомобиль. Это связано с тем, что такое ТС перевозит много людей и грузов, которые могут послужить причиной возгорания и распространения огня. Пожар может возникнуть:
- в подкапотном пространстве;
- в салоне;
- в багажном отделении;
- снаружи.
Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС – прямая обязанность сотрудников спасательной службы. Но первые шаги к устранению огня должны приложить и ответственные лица, обслуживающие транспорт. При условии, что это не угрожает их жизни, и они не получили серьезные травмы.
Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС на автотранспорте
Организовывая тушение пожаров на автомобильном транспорте, необходимо помнить о ряде важных особенностей:
- У пожара высокая скорость распространения пламени и температура.
- Огнестойкость конструкций автомобилей невысока. Из-за этого кузов автомобиля плавится быстрее.
- Если на автомобили и автобусы установлено газовое оборудование, это может привести к взрыву.
Сразу после возникновения возгорания необходимо принять следующие меры:
- эвакуировать людей;
- установить место, где началось возгорание;
- оценить, как будет распространяться огонь и к чему это может привести;
- организовать подачу огнетушащих веществ.
До приезда спасательной службы необходимо воспользоваться подручными средствами тушения, а после уже тушить пожар комплексно.
Организация и проведения АСР на железнодорожном транспорте
40% населения нашей страны для перемещений используют железнодорожный транспорт, а на долю грузооборота приходится 65%. Основными причинами возникновения ЧС являются:
- Сход с рельсов.
- Взрыв пожароопасного груза.
- Задымление внутри вагонов.
- Наезд на другие ТС.
- Столкновение поездов.
- Повреждение опасного груза (рассыпание, утечка).
Способ тушения пожара выбирается, исходя местонахождения состава, интенсивности возгорания и его причины. Устранение пламени производится железнодорожным техническим персоналом с подключением сотрудников спасательной службы. Если пожар произошел в пассажирском поезде, в первую очередь производится эвакуация людей в соседних вагонах, а также ставится в известность диспетчер.
Подвижный состав и станции метрополитена
Один из самых сложных объектов в плане тушения пожара – метрополитен. У метро разветвленная сеть сооружений, множество станций и большой пассажиропоток. Усугубляет ситуацию быстрое распространение огня внутри замкнутого пространства, ведь состав передвигается по подземным туннелям.
Чтобы потушить пожар в метро, необходимо максимально точно определить очаг возгорания. Если возгорание произошло в подземном сооружении, предварительно отправляется разведывательная группа. А после прокладываются рукавные линии. В подвижном составе пожар тушится распыленной водой, а в кабельных сооружениях пеной.
Авиационный транспорт
Огонь внутри самолета распространяется молниеносно. Поэтому авиационный транспорт считается объектом повышенной пожаро и взрывоопасности. Главной угрозой является находящееся на борту авиатопливо. При ударе самолета о землю оно быстро разливается и мгновенно воспламеняется. Это отрезает пассажиров и летный экипаж от эвакуационных путей.
Как производится устранение ЧС:
- К взлетно-посадочной полосе выдвигается требуемое количество СиС.
- Подготавливается средства индивидуальной защиты.
- Вскрываются основные и аварийные люки.
- Согласовывается план тушения.
- Ликвидируется горящее топливо под фюзеляжем.
- Заливаются важные части самолета.
- Тушатся двигателя.
- Ликвидируется горение в салоне.
- Тушится шасси.
Если присутствует возможность распространения огня из-за ветра, самолет разворачивают с помощью тягачей.
Морские и речные суда
При тушении судов необходимо учитывать их расстановку в порту. Ведь пламя может с легкостью переместиться с одного объекта на другой. При тушении пожара необходимо:
- Взять у капитана схему внутреннего устройства судна.
- Выяснить, есть ли на борту опасные грузы и их расположение.
- Установить, можно ли воспользоваться стандартными средствами пожаротушения.
- Определить, нужно ли отводить судно от других кораблей и сооружений.
- Охладить топливные системы водой.
- Установить наблюдение за устойчивостью.
- Оценить наличие угрозы удара электрическим током.
- Проложить рукавные линии и подать огнетушащие вещества.
При недостаточной видимости необходимо обеспечить персонал дополнительными источниками света. В крайних случаях судно перемещается на мель и затапливается.
Тушение пожаров подвижных составов на железнодорожном транспорте, на товарных и сортировочных станциях.
При пожарах подвижных составов на товарных и сортировочных станциях возможны:
- — наличие большого количества подвижного состава с пассажирами и различными грузами;
- — быстрое распространение огня внутри грузопассажирских вагонов, распространение пожара на соседние поезда, здания и сооружения;
- — растекание горючих, токсичных и ядовитых жидкостей из цистерн и образование загазованных зон на прилегающей территории;
- — наличие угрозы людям, находящимся в вагонах горящего и соседних поездов, возникновение паники;
- — наличие большого количества путей, непрекращающееся движение поездов;
- — сложность выяснения вида горящих веществ, материалов;
- — ограниченность подъездов и подступов к горящим вагонам и сложности в прокладке рукавных линий;
- — отдаленность водоисточников;
- — наличие высоковольтных контактных сетей, находящихся под высоким напряжением.
Особенности тушения пожаров в вагонах, груженых опасными грузами.
При обнаружении пожара в вагоне, груженом хлопковолокном и другими аналогичными грузами, локомотивная бригада после остановки поезда организует тушение пожара на месте первичными средствами пожаротушения. Как правило, следует ликвидировать пламенное горение и пролить тюки водой без их выгрузки. Окончательная ликвидация пожара с выгрузкой груза производится на станциях.
Наиболее эффективным средством тушения кип хлопковолокна, ваты и других волокнистых грузов является вода со смачивателем и без смачивателя в виде распыленных струй, а также пена средней или высокой кратности.
При обнаружении пожара в пути следования поезда в вагонах с легковоспламеняющимися грузами локомотивной бригадой одновременно с вызовом пожарной службы производится расцепка состава и удаление горящих вагонов или цистерн от других вагонов на расстояние более 200 м.
Для ликвидации пожара в подвижном составе с опасными грузами средства пожаротушения вводятся внутрь вагона (контейнера) через боковые и крышевые люки, двери и отверстия дымовытяжных труб. В необходимых случаях для подачи огнетушащих веществ в очаг пожара и в места наиболее интенсивного горения пробиваются отверстия непосредственно в крышах и стенах кузовов вагонов (контейнеров). Вскрытие дверей и люков вагонов, контейнеров, а также упаковки груза, находящегося на открытом подвижном составе, производится только после выяснения рода груза и полного боевого развертывания пожарного поезда, пожарных автомобилей и подготовки необходимых средств пожаротушения.
При пожарах в подвижном составе с легковоспламеняющимися или горючими жидкостями до прибытия пожарных подразделений тушение производится пенными, порошковыми огнетушителями, землей, песком. Вытекающая жидкость отводится по каналам в естественные и искусственные выемки, котлованы и кюветы с одновременной засыпкой песком. В необходимых случаях создаются заградительные земляные валы или отводные каналы.
При горении легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, вытекающих через нижнее сливное устройство или трещину, образовавшуюся в цистерне, рекомендуется, помимо пенных стволов, подавать водяной ствол с целью отсечения компактной струей горящей жидкости от трещины или сливного устройства.
Особенности тушения пожаров на транспорте
Сам принцип функционирования транспорта определяет основные сложности, возникающие при чрезвычайных ситуациях с ним связанных, в том числе и тушение пожаров. В зависимости от типа транспорта, они могут возникнуть как на земле, причем в заранее неизвестной локации, так и на воде, и в воздухе. Еще одной проблемой, определяющей тушение пожара на транспорте является оперативное определение местоположения возгорания для переброски спецтехники к очагу, а также тип возгорания и средства для его тушения, поскольку далеко не всегда возгорание удается потушить, просто залив его водой.
☢ Тушение пожаров на автотранспорте
- этот тип пожара имеет высокую температуру горения и быструю скорость распространения;
- невысокая огнестойкость кузова автомобиля, он очень подвержен плавлению;
- вероятность установки на автомобилях газового оборудования, что взрывоопасно.
Поэтому устранение возгорания на автотранспорте организуется по этапам:
- эвакуация людей
- установление источника возгорания;
- оценить пути распространения огня;
- организовать подачу средств для тушения пожара.
☢ Тушение пожаров на железнодорожном транспорте
- сход вагонов, перевозящих легко воспламеняющиеся жидкости с рельсов;
- задымления внутри пассажирских вагонов;
- столкновения поездов;
- различные повреждения (утечка, рассыпание) опасных грузов.
Поэтому способ тушения пожара на железной дороге выбирается исходя из месторасположения очага, тип источника возгорания, его интенсивности и причин. При этом, первым делом производится эвакуация всех людей на безопасное расстояние от возгорания.
Про тушение торфяных пожаров читайте в нашем обзоре
Частным и всегда несравнимо более сложным случаем пожара на ж/д транспорте является возгорание в метрополитене. Это связано с ограниченным и замкнутым пространством метро и большим пассажиропотоком. Поэтому тушению пожаров в метро всегда уделяется особое внимание в части оперативного определения места возгорания, эвакуации людей и доставки специальных средств для ингибирования горения.
☢ Тушение пожаров на авиационном транспорте
При этом важно отметить, что если есть шанс на устранение возгорания, то действия спасателей строго регламентируются:
- оперативная переброска СиС к месту аварии самолёта с использованием средств индивидуальной защиты;
- разработка плана тушения
- вскрытие необходимых аварийных и основных люков;
- ликвидация топлива самолёта;
- заливается сначала фюзеляж и взрывоопасные части самолёта, затем двигатели, далее — ликвидируют горение салона и только потом – шасси.
☢ Тушение пожаров на речных и морских судах
- изъятие у капитана и изучение схемы судна;
- определение наличия и расположения опасных грузов на борту;
- оценка возможности использования стандартных средств пожаротушения;
- оценка необходимости эвакуации (вплоть до затопления) судна с целью недопущения распространения огня;
- обесточивание горящего судна
- последовательное тушение возгорания с применением различных огнетушащих средств.
Рассмотренные основные виды и общие особенности тушения пожаров на транспорте имеют целью прежде всего сохранение жизни и здоровья людей, это достигается максимально быстрой ликвидацией источника возгорания за счет быстрого и профессионального реагирования служб спасения, а также современных технологий и средств пожаротушения. Лидером по обеспечению функциональным пожарным оборудованием является компания НАИС – надежный поставщик специализированной техники пожаротушения и средств защиты.
Пожарная безопасность на транспорте: пока больше вопросов, чем ответов
Пожар на транспортном средстве, будь то автомобиль, автобус, самолет, локомотив или вагон подвижного железнодорожного состава, может возникнуть в силу целого ряда причин. Это объясняется особенностями конструктивного исполнения, а именно наличием горючих материалов, в том числе горюче-смазочных, легковоспламеняющейся отделкой салона, большим количеством кабельной продукции систем жизнеобеспечения транспорта и т.п.
Огнетушитель не поможет
Судя по цифрам, обязательная комплектация автотранспортного средства первичным средством пожаротушения в виде огнетушителя существенной роли не играет в силу специфики тактико-технических характеристик. Да и не каждый человек способен взять в руки огнетушитель для борьбы с огнем. Однако главная проблема, с моей точки зрения, заключается в отсутствии закрепленной на законодательном уровне нормы, которая бы регламентировала оборудование транспортных средств стационарными системами автоматического пожаротушения.
Статистика МЧС России
За первое полугодие 2015 г. на территории РФ
- зафиксировано 72 779 пожаров с материальным ущербом 6 962 632 тыс. руб.;
- в результате уничтожено 2 воздушных судна, 3973 единиц автотракторной техники, 2 железнодорожных подвижных состава;
- повреждено 30 морских и речных судов, 10 333 единиц автотракторной техники, 35 железнодорожных подвижных составов;
- объектами пожаров стали 10 198 единиц техники, прямой материальный ущерб составил 238 865 тыс. руб.
Мировые лидеры в производстве транспортных средств в качестве дополнительных опций рекомендуют установку систем автоматического пожаротушения в моторном отсеке и в салоне. В отличие от них отечественные производители считают, что если оборудовать транспорт подобной системой, то у потребителя сложится впечатление, что он ненадежный, и это негативно скажется на продажах. Фактически производители встают перед выбором: безопасность или процветание бизнеса.
А где же транспорт?
Подпункт 15 статьи 2 «Основные понятия» Федерального закона № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 № 117-ФЗ) гласит: «Объект защиты – продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре».
Это все, что говорится в регламенте о транспортных средствах и требованиях, предъявляемых к ним с точки зрения обеспечения пожарной безопасности. Термин есть, но требования сформулированы нечетко.
Проанализировав существующий Свод правил СП5.13130.2009 с изменениями 2015 г., мы выяснили, что данный документ распространяется на здания, сооружения, помещения и оборудование, а вот про транспорт в нем нет ни единого слова.
Специалисты, занимающиеся нормотворчеством и законодательной техникой, в ходе верстки как ФЗ № 123/ФЗ № 117, так и СП 5.13130 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» сочли необходимым защитить следующие объекты транспорта:
Встает вопрос: «А где же сам транспорт?». То есть во время ремонта железнодорожных или авиационных транспортных средств мы их защищаем, а как только работы окончены, остаемся один на один с потенциальной опасностью возникновения пожара.
Цифры говорят сами за себя
Для более четкого понимания масштабов проблемы вернемся к статистике за рассматриваемый период. Количество пожаров в целом по стране – 72 779, повреждено и уничтожено 14 375 единиц техники, то есть на каждом пятом пожаре мы либо теряем, либо повреждаем транспортное средство. Арифметика, конечно, грубая: где-то транспорт погиб в результате воздействия источника зажигания извне, где-то сгорело несколько транспортных средств разом и т.п. Но суть не в этом.
В современном мире мы огромное количество времени проводим в транспорте: в вагоне метро или железнодорожного состава, салоне самолета или автобуса. И, если верить статистике, тем самым постоянно подвергаем себя опасности в силу того, что не созданы условия для успешной эвакуации людей, не говоря уже об их защите от пожара.
На сегодня проектируемые, строящиеся и существующие объекты должны соответствовать допустимому уровню пожарной опасности для людей не более 10-6. При численности населения России 146,3 млн жителей в год не должно гибнуть более 146 человек, а мы за шесть месяцев имеем 5042 погибших и 5940 пострадавших. Получается, безопасность существует только на бумаге.
Как исправить ситуацию
Согласно ФЗ № 123 каждый объект защиты должен иметь систему пожарной безопасности, призванную предотвращать возгорания, обеспечивать безопасность людей и защищать имущество. При этом вопросы предотвращения пожара и комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности возлагаются на водителей и конструкторов, разрабатывающих системы жизнеобеспечения транспорта.
На мой взгляд, для улучшения ситуации необходимо, во-первых, изменить подход к концепции пожарной защиты транспорта, прежде всего общественного. Имеющийся порядок комплектации транспортных средств первичными средствами пожаротушения малоэффективен из-за их морального износа, а также плохого качества, низкого уровня технического обслуживания, маленькой площади тушения пожара и пр.
Во-вторых, следует ввести обязательные требования по оборудованию моторного отсека общественного транспорта автоматическими установками пожаротушения, а салонов – системами автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения при пожаре. На тот случай, когда пассажиры не могут покинуть салон, должны быть предусмотрены системы противодымной вентиляции для создания положительного дисбаланса воздуха и предотвращения задымления. Пожарную безопасность личного транспорта имеет смысл регламентировать в рекомендательной форме.
Хотелось бы, чтобы непростой вопрос пожарной безопасности на транспорте не остался без ответа.
3.7. Тушение пожаров на автомобильном транспорте. Возникновение и развитие пожаров автотранспорта
Открытое пламя — часть видимого пространства, внутри которого протекает процесс горения или окисления и происходит тепловыделение, а также генерируется токсичный газообразный продукт и поглощается из окружающей среды кислород на границе образуется специфическая дисперсная среда, особыми свойствами обусловлен процесс рассеивания света. К характерным размерам пламени относятся: диаметр, площадь пожара, высота пламени, скорость выгорания, количество токсичного газа, теплота, количество дыма, мощность дымовыделения. Температура продуктов сгорания зависит от интенсивности тепловыделения горючего материала и вида пожара.
Радиус возможного поражения людей, автомобилей, зданий и сооружений от теплового излучения пламени разлитого топлива и автоцистерны не превышает 50 м, при «огненном шаре» радиус поражения людей составляет от десятка до сотен метров. Разлет частей конструкций автоцистерны также измеряется десятками и сотнями метров.
Условием воспламенения топлива является его нагрев до температуры, равной температуре самовоспламенения, при которой резко увеличивается скорость экзотермических реакций и возникает пламенное горение.
Пожары на автоцистернах происходят на всем цикле их эксплуатации: движение и ДТП, слив на АЗС или заправка автомобилей (в Москве насчитывается около 1000 АЗС), налив топлива на СНЭ и перекачка из железнодорожной цистерны, места стоянок, техническое обслуживание и ремонт.
Места возникновения инцидента: населенный пункт, автострада, АЗС, СНЗ, АТП. Половина пожаров сопровождается травмами и гибелью людей.
До половины (46%) инцидентов с автоцистернами при ДТП вызывает разрушение цистерны и ее элементов. Поэтому необходимо тщательно разрабатывать маршрут движения автоцистерн, особенно в крупных городах, учитывая круглогодичный ремонт дорожных покрытий, а также заторы, где повышается риск ДТП. Снизить последствия возможного Инцидента позволяет конструктивная защита автоцистерны, предусмотренная НТД, а также оперативная связь водителя с диспетчерской службой предприятия и вызов пожарно-спасательных подразделений.
Возникновение пожара на движущемся автомобиле, наряду с нанесением материального ущерба, может способствовать наступлению ДТП. Причины возникновения таких пожаров в основном определяются несвоевременной и некачественной подготовкой автомобилей к эксплуатации, в частности, органов управления, повышенного или пониженного давления в шинах и игнорированием мер пожарной безопасности. Так, ряд пожаров возникли при перевозке горючих жидкостей в багажном отсеке и салоне. При ДТП происходила их утечка и вспышка паров жидкостей, приводящая к быстрому развитию пожара.
Пожары на автоцистернах для перевозки горючих жидкостей, показами, что возможными видами пожаров могут быть:
пожар, связанный с горением одного нефтепродукта;
пожар, связанный с горением одного вида нефтепродукта, с переходом на другой вид нефтепродукта или объект, с последующим их совместным горением.
При рассмотрении вышеперечисленных видов пожаров возможны следующие основные причины создания аварийных ситуаций:
перелив топлива при наполнении резервуаров из автоцистерн’;
перелив топлива при заполнении топливных баков транспортных средств или разгерметизация шланга топливно-раздаточной колонки (ТРК).
разгерметизация участка слива топлива, расположенного до и за запорной арматурой автоцистерн;
разгерметизация трубопроводов с топливом на транспортных средствах при неработающих обратных клапанах;
разгерметизация трубопроводов наполнения во время слива топлива из автоцистерн в резервуар транспортного средства
разгерметизация корпуса емкости автоцистерны;
разливы нефтепродукта при опрокидывании автоцистерны или ее повреждении в случае ДТП;
разряды статического электричества при заполнении емкости автоцистерны.
искры при ударах движущихся автоцистерн о конструкции эстакады или наливное оборудование, при ударах вращающихся частей насосных агрегатов о неподвижные части; при открывании и закрывании люка емкости автоцистерны, установка или снятие наливного устройства;
поверхности двигателя и выпускной системы, сцепления, тормозной системы, с температурой выше предельно допустимой 200 0 С.
Наиболее частыми причинами пожара двигателя и кабины автоцистерны при движении или на остановке являются неисправности электрической и топливной систем, тормозной системы и шин; реже возникают пожары разлитого топлива вследствие нарушения герметичности элементов гидравлического оборудования и утечке нефтепродукта.
По частоте возникновения пожары на автомобилях в результате ДТП значительно уступают пожарам, возникающим на стоянках, в гаражах, в дороге, но они, как правило, сопровождаются особенно тяжелыми последствиями. От таких пожаров гибнут люди, наносится значительный материальный ущерб.
Если пожары на стоянках, в гаражах или в дороге возникают от неправильной эксплуатации, некачественного ремонта, неисправностей, от незнания правил пожарной безопасности, то возникновение пожаров на автомобилях при ДТП обусловлено разрушением и повреждением тех или иных систем автомобиля, способствующих воспламенению, например, систем питания и выпуска, электрической и др. При этом источником зажигания во многих случаях являются искры, возникающие от трения металла по металлу, металла о дорожное покрытие или от короткого замыкания в электрической сети электрооборудовании.
Такие пожары представляют наибольшую опасность для людей и окружающей среды, особенно при перевозке опасных грузов, узлов и систем автомобиля. ДТП становятся причинами пожара, а заклинивание дверей и травмирование людей препятствует возможности тушения пожара ручными средствами и быстрой эвакуации пострадавших.
Большую часть пожароопасных грузов, перевозимых по автомобильным дорогам, составляют жидкости. В 85 % пожаров автоцистерны были загружены горючесмазочными материалами (ГСМ), которые, растекаясь, загрязняли окружающую среду. В США около 80 % аварий на транспорте с участием опасных грузов происходит на автомагистралях национального значения.
К опасным грузам (ОГ) относят вещества и предметы, которые при транспортировании, выполнении погрузочных работ и хранении могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств и сооружений, а также гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей и животных (табл. 3.7 и 3.8).
Качественно степень опасности ОГ оценивается классификацией (I-V классов) в зависимости от тяжестей последствий инцидентов: гибель, телесные повреждения, загрязнение окружающей среды и т.п. и по степени опасности: малоопасные; легковоспламеняющиеся; обжигающие жидкости; сжатые и сжиженные газы в баллонах; опасные по своим размерам (негабаритные); отравляющие, радиоактивные и взрывчатые вещества.
При транспортировании опасных грузов главная проблема обеспечения безопасности заключается в том, чтобы свести до минимума вероятность возникновения инцидентов и ликвидировать последствия в случае их происшествия.
Потенциальная опасность при обращении человека с опасными веществами существует постоянно, на любой стадии контакта с ними: при упаковке, хранении, использовании, погрузке, выгрузке и, конечно, на этапе их непосредственной перевозки, когда автомобили с опасными грузами выезжают на автомагистрали или улицы городов, заполненные потоком автомобилей и множеством пешеходов.
Красочная атрибутика автомобиля (называемая транспортными элементами системы информации об опасности (СИО), включающими информационную таблицу, цвет кузова и цвет надписи на нем, характеризующей вид опасности) предназначена для того, чтобы надлежащим образом сообщить о потенциальной опасности перевозимых грузов всем, кто может иметь дело с ними в процессе транспортировки. Знаки опасности, наносимые на упаковку опасного груза, а также непременно присутствующие в информационной таблице, призваны сделать опасные грузы легко распознаваемыми на расстоянии по их виду (символу, цвету и форме).
Особенности тушения пожаров на транспорте
На сегодняшней день нам сложно представить себе жизнь без средств передвижения. Различные транспортные средства осуществляют свои функции в особых условиях, зачастую отдалённых. Это означает, что чрезвычайная ситуация при их эксплуатации может возникнуть как на земле, так и в воздухе и воде. Именно с этим связаны особенности тушения пожаров на транспорте разного типа. В некоторых случаях не получится ликвидировать очаг возгорания, просто залив его водой. Тут нужно учитывать вид транспортного средства и его конструкцию.
Самым опасным транспортным средством считается автомобиль. Это связано с тем, что такое ТС перевозит много людей и грузов, которые могут послужить причиной возгорания и распространения огня. Пожар может возникнуть: в подкапотном пространстве, в салоне, в багажном отделении, снаружи.
Возгорание автомобиля – одна из самых опасных ситуаций. Материалы, входящие в состав современных автомобилей, плохо противостоят огню, в результате чего автомобиль может полностью сгореть за считанные минуты.
Огню свойственно уничтожать практически все, к чему он прикоснулся. Под воздействием огня автомобиль может выгореть полностью за 4 – 6 минут. На глазах у водителя машина превратится в груду обуглившегося железа. В автомобиле находится много горючих веществ и материалов — газы и жидкости, материалы в отделке салона, тепло — и звукоизоляционные материалы. Затрудняет тушение пожара едкий дым, из-за которого трудно определить место воспламенения.
Эффективность мероприятий в борьбе с горящим автомобилем зависит от понимания причин, вызывающих возгорание. Зная возможные очаги воспламенения автомашины, можно избежать критической ситуации.
Утечка топлива и горючих жидкостей
Если в салоне чувствуется запах бензина, нужно найти и ликвидировать неисправность. Следует проверить уплотнитель впускного коллектора, прокладку головки блока, из-за повреждения которых начинает подтекать горючая жидкость. Нагрев двигателя или искра могут вызвать воспламенение. Опасность представляют и поврежденный корпус фильтра, и наличие трещин в соединительных трубках. Повреждение шлангов вызывает протекание топлива, моторного масла и горючих жидкостей. Все они могут загореться от единственной искры.
В машинах с газовым оборудованием вероятность воспламенений увеличивается. Любой дефект фильтра, поврежденная мембрана испарителя, трубки, расположенные возле редуктора или форсунки ведет к утечке газа. Неграмотная настройка оборудования нарушает пропорции топливной смеси, в результате чего возникает перегрев мотора и выхлопной системы.
Электрооборудование является второй по значимости причиной внезапных пожаров в автомобиле.
Длина всех проводов в автомобиле составляет сотни метров. Они расположены по всему корпусу автомобиля: под капотом, в конструкции дверей, под полом. Везде много быстро воспламеняющихся материалов. Нарушенная изоляция вызывает искрение, образует оголенные участки проводов, которые и являются причиной короткого замыкания. В большинстве случаев этому предшествуют сбои в электронной системе машины, и внезапные разрядки аккумулятора.
Аккумулятор сам может стать источником взрывоопасного газа в моторном отсеке, представляющего угрозу рядом с поврежденной электропроводкой. При этом пламя может возникнуть в любой части автомобиля. Профилактические мероприятия заключаются в диагностике, смазке контактов и уходе за клеммами аккумулятора.
Оборудование автомашины дополнительными устройствами с большим энергопотреблением, такими как подогрев сидений, увеличивают нагрузку на проводку. Провода начинают греться, что отражается на изоляции. Если же проводку расположить недалеко от двигателя, выхлопной, либо охлаждающей системы, она может воспламениться от перегрева. Перегрев двигателя повышает температуру масла и охлаждающей жидкости. При значительно увеличенных нагрузках двигателя масло нагревается, меняет свои свойства и начинается процесс просачивания через швы и соединения. От контакта с раскаленным цилиндром жидкость сразу воспламеняется. В жаркую погоду желательно полностью не заправлять бензобак. Правильнее немного не доливать бензин в бак, так как при высокой температуре топливо расширяется.
Брак изготовителя может быть разовой оплошностью или конструктивным просчетом. Недоработки не станут причиной возгорания, но могут создать предпосылки.
Авария. Машины сконструированы так, что металл должен воспринимать удар на себя. Но иногда такая защита не срабатывает. Сильный удар может вызвать утечку жидкости, повышение температуры и сильное задымление, что приведет к возгоранию. Даже при внешних небольших повреждениях удар может отразиться на цельности проводки или топливного шланга.
Умышленный поджог имеет различные цели: отомстить, смошенничать на страховке или просто похулиганить. Спастись от него поможет только усиленная охрана.
Незатушенная сигарета, выброшенная через окно передней двери, может залететь в открытое окно задней двери той же автомашины, или машины, идущей сзади. Оставленный в салоне окурок может прожечь обивку, а может спалить автомобиль.
Безответственность водителя также часто является причиной пожара в автомобиле. Бумага, тряпки, канистры с горючим содержимым, оставленные под капотом, мгновенно воспламеняются при соприкосновении с горячим двигателем.
СПб ГКУ «ПСО Кировского района» разъясняет автовладельцам, что тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС – прямая обязанность сотрудников спасательной службы. Но первые шаги к устранению огня должны приложить и ответственные лица, обслуживающие транспорт. При условии, что это не угрожает их жизни, и они не получили серьезные травмы.