Tehnostav.ru

Стройка и Ремонт
134 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Световая сигнализация в электроустановках ГОСТ

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1 . Машины должны соответствовать требованиям: по безопасности и элементам конструкции — ГОСТ 12.2.003 ; по пожарной безопасности — ГОСТ 12.1.004 ; по биологической безопасности — ГОСТ 12.1.008 ; к сигнальным цветам и знакам безопасности — ГОСТ 12.4.026 * ; к ограждениям и блокировкам — ГОСТ 12.2.042 .

* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.4.026-2001.

Требования безопасности, характерные для отдельных типов машин, должны быть установлены в технических условиях на эти машины.

1.2 . Углы поперечной статической устойчивости должны быть: для машин в агрегате с ЭС — не менее 30°; для машин, изготовленных на базе тракторных прицепов и полуприцепов, — по ГОСТ 10000 ; для сельскохозяйственных универсальных погрузчиков — по техническим условиям на них.

1.3 . СХА с колесным ЭС должен иметь нагрузку на управляемые колеса не менее 0,2 эксплуатационной массы ЭС.

Смещение центра давления относительно середины опорной поверхности гусениц СХА на базе гусеничного ЭС не должно превышать 0,2 длины опорной поверхности гусениц.

Для обеспечения продольной устойчивости и необходимой нагрузки на управляемые колеса допускается установка балластных грузов, масса каждого из которых не должна превышать 20 кг.

1.4 . Прицепные, полуприцепные и полунавесные машины, установленные в отцепленном состоянии, должны сохранять устойчивость при приложении к ним усилий не менее 200 Н.

Одноосные прицепные машины должны иметь регулируемую опору на снице.

1.5 . Наличие на прицепных, полуприцепных и полунавесных машинах рабочего и стояночного тормозов должно быть установлено в технических условиях на конкретные машины. Привод рабочих тормозов должен быть пневматическим по однопроводной схеме, управляемой с рабочего места оператора ЭС; привод стояночного тормоза должен располагаться на машине.

Конструкция пневматического привода тормозов должна обеспечивать затормаживание машины в случае аварийного расцепления машины от ЭС.

Стояночный тормоз должен удерживать машину на уклоне не менее 18 %.

Оборудование рабочим и стояночным тормозами и страховыми цепями (тросами) машин типа тракторных прицепов или полуприцепов является обязательным.

Допускается не оборудовать тормозами машины, масса которых не превышает 50 % массы ЭС.

1.6 . Требования к габаритам машин — по ГОСТ 12.2.019 . Габариты машин, перевозимые по железной дороге, должны соответствовать габаритам погрузки железных дорог СССР.

1.7 . Машины, ширина которых превышает габарит ЭС, должны быть оборудованы световозвращателями; задние световозвращатели должны быть красного, передние — белого цвета. Расположение их на машине — по ГОСТ 8769 .

Допускается вместо световозвращателей нанесение на элементы конструкции машины кругов, треугольников или прямоугольников красного или белого цветов, вписывающихся в окружность диаметром 100 мм. Допускается также нанесение на элементы конструкции машины чередующихся красных и белых или желтых и черных полос под углом 45 — 60° к вертикали с расстоянием между ними — 50 мм. Они могут наноситься также на сигнальные щитки размером не менее 250 × 250 мм.

Полосы и фигуры должны быть выполнены из светоотражательных материалов (краска, пленка и др.).

Машины, которые при агрегатировании с ЭС закрывают приборы световой сигнализации ЭС, должны оборудоваться собственными приборами световой сигнализации.

На машинах типа прицепов или полуприцепов сзади слева должен быть обозначен знак ограничения максимальной скорости. Цветное изображение знака — по ГОСТ 10807; диаметр — от 160 до 250 мм, ширина каймы — 1/10 диаметра; на этих машинах должна быть указана предельная грузоподъемность.

1.8 . Машины должны иметь места или устройства для строповки и, при необходимости, для установки домкратов. Места для строповки должны быть обозначены по ГОСТ 14192 краской или другими материалами, отличающимися по цвету от машины. Места установки домкратов должны обозначаться по ГОСТ 10000 .

1.9 . Навесные машины должны иметь быстросоединяющие сцепные устройства (БСУ) по ГОСТ 25942 . В технически обоснованных случаях допускается БСУ не применять.

1.10 . Конструкция машин должна обеспечивать возможность их навески и подсоединения к ЭС одним оператором. Исключение оговаривается в технических условиях на машину.

1.11 . Прицепные и полуприцепные машины должны иметь жесткие прицепные устройства.

1.12 . Машины, предназначенные для работы в горных условиях, должны быть оборудованы сцепной петлей, вращающейся вокруг своей продольной оси.

1.13 . Машины и (или) их рабочие органы должны быть оборудованы механическими фиксаторами, удерживающими их в транспортном положении.

1.14 . Машины с опрокидывающимися кузовами должны быть оборудованы приспособлениями для фиксации кузова в поднятом положении (на одну из сторон или назад).

Читать еще:  Периодичность и правила проверки пожарной сигнализации

1.15 . Машины, работающие с соломистыми и другими легковоспламеняющими материалами, должны оснащаться приспособлениями для крепления серийных средств пожаротушения: одного огнетушителя (порошкового или углекислого типа), штыковой лопаты и швабры.

Места установки средств пожаротушения должны быть легкодоступными и обеспечивать их снятие без применения инструмента.

1.16 . Защитные кожухи карданных валов, передающих энергию от ВОМ ЭС к ВПМ машины, должны соответствовать ГОСТ 13758 .

1.17 . Движущиеся и (или) вращающиеся части машин должны быть встроены в конструкцию или защищены ограждениями. Конструкция защитных ограждений должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.062 .

В технически обоснованных случаях допускается ограждения не устанавливать. Защитные ограждения частей машин, подлежащих в течение рабочей смены осмотру, должны открываться без применения инструмента.

1.18 . Стенки ограждений должны быть сплошными, перфорированными или сетчатыми по ГОСТ 12.2.019 .

1.19 . Машины, имеющие рабочие места оператора и (или) обслуживающего персонала, должны быть оборудованы площадками, подножками и (или) лестницами, поручнями и (или) перилами, которые должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.019 .

Ширина рабочей площадки оператора должна быть не менее 600 мм, длина — не менее 1000 мм. Размеры площадок для обслуживающего персонала и рабочего пространства для доступа к местам технического обслуживания должны быть установлены в технических условиях на машину.

1.20 . Машины, имеющие рабочие места оператора, должны оборудоваться сиденьями по ГОСТ 12.2.019 .

Требования к сиденьям для обслуживающего персонала, их параметры и размеры должны быть установлены в технических условиях на машину.

1.21 . Рабочее место оператора и (или) обслуживающего персонала должно быть оборудовано тентом и, при необходимости, иметь ограждение, защищающее от забрасывания землей и грязью.

Необходимость наличия кабины на машине, имеющей рабочее место оператора, должно быть установлено в технических условиях на машину.

1.22 . Требования к органам управления и их размещению на рабочем месте оператора машины — по ГОСТ 12.2.019 .

Расположение органов управления вне рабочего места оператора должно быть установлено в технических условиях на машину.

1.23 . Допустимые значения сил сопротивления перемещению органов управления приведены в табл. 1.

Допустимые значения сил сопротивления органов управления

Требования к предупредительной сигнализации, надписям и табличкам

ГОСТ 12.2.007.0-75

Согласно ГОСТ 12.2.007.0-75 ССБТ Изделия электротехнические. Общие требования безопасности установлены следующие требования к предупредительной сигнализации, надписям и табличкам.

3.8.1. Сигнализация должна быть выполнена световой или звуковой.

Световая сигнализация может быть осуществлена как с помощью непрерывно горящих, так и мигающих огней.

3.8.2. Для световых сигналов должны применяться следующие цвета:

  • красный — для запрещающих и аварийных сигналов, а также для предупреждения о перегрузках, неправильных действиях, опасности и о состоянии, требующем немедленного вмешательства (при пожаре и т.п.);
  • желтый — для привлечения внимания (предупреждения о достижении предельных значений, о переходе на автоматическую работу и т.п.);
  • зеленый — для сигнализации безопасности (нормального режима работы изделия, разрешения на начале действия и т.п.);
  • белый — для обозначения включенного состояния выключателя, когда нерационально применение красного, желтого и зеленого цветов;
  • синий — для применения в специальных случаях, когда не могут быть применены красный, желтый, зеленый и белый цвета.

3.8.3. Сигнальные лампы и другие светосигнальные аппараты должны иметь знаки или надписи, указывающие значение сигналов (например, «Включено», «Отключено», «Нагрев»).

Стандарт IEC 60 073

Стандарт IEC 60 073 определяет принципы кодирования для индикаторов и исполнительных механизмов и дает рекомендации
относительно использования цветов. Ниже приводится выдержка из стандарта.

Значения цвета – Основные принципы.
ЦветБезопасность персонала или окружающей средыУсловия технологического процессаСостояние оборудования
КрасныйОпасностьАварияНеисправность
ЖелтыйПредупрежд./предостережениеНенормальноеНенормальное
ЗеленыйБезопасностьНормальноеНормальное
СинийПредписывающее значение
БелыйСпециального значения нет
СерыйСпециального значения нет
ЧерныйСпециального значения нет
Аварийные рукоятки управления

Рукоятки управления АВАРИЙНАЯ ОСТАНОВКА / ВЫКЛ. обозначаются КРАСНЫМ цветом.

Рукоятки управления СТОП / ВЫКЛ.

Для рукояток управления СТОП / ВЫКЛ. используются БЕЛЫЙ, СЕРЫЙ и ЧЕРНЫЙ цвета, с предпочтительным ЧЕРНЫМ цветом. Допускается также использование КРАСНОГО цвета. ЗЕЛЕНЫЙ цвет не применяется.

Рукоятки управления ПУСК / ВКЛ.

Для рукояток управления ПУСК / ВКЛ., которые обеспечивают замыкание цепи и включение оборудования, предпочтительно применять БЕЛЫЙ, СЕРЫЙ И ЧЕРНЫЙ цвета, с преимущественным использованием БЕЛОГО цвета. Допускается также применение ЗЕЛЕНОГО цвета. КРАСНЫЙ цвет не используется.

Использование БЕЛОГО и ЧЕРНОГО цветов в особых случаях

В случае использования БЕЛОГО и ЧЕРНОГО цветов для обозначения рукояток управления ПУСК / ВКЛ. И СТОП / ВЫКЛ., БЕЛЫЙ цвет применяется для обозначения рукояток
управления ПУСК / ВКЛ., а ЧЕРНЫЙ цвет — для рукояток управления СТОП / ВЫКЛ.

Рукоятки управления, используемые поочередно для операций ПУСК и СТОП или ВКЛ. и ВЫКЛ.

Если рукоятки управления используются поочередно несколько раз для операций ПУСК / ВКЛ. и СТОП / ВЫКЛ., предпочтительными цветами для них являются БЕЛЫЙ, СЕРЫЙ и ЧЕРНЫЙ. ЖЕЛТЫЙ и ЗЕЛЕНЫЙ цвета не применяются. КРАСНЫЙ цвет используется только в том случае, когда одна и та же рукоятка управления, кроме кнопок, применяется как для
операций АВАРИЙНОЙ ОСТАНОВКИ / ВЫКЛ., так и для нормальной эксплуатации.

БЕЛЫЙ, СЕРЫЙ и ЧЕРНЫЙ являются предпочтительными цветами для рукояток управления, при включении которых начинается движение, а при отпускании — происходит
остановка (например, медленное или толчковое перемещение). Допускается также применение ЗЕЛЕНОГО цвета. КРАСНЫЙ цвет не используется.

Элементы управления СБРОС

Рукоятки управления СБРОС (используемые, например, с реле защиты) имеют СИНИЙ, БЕЛЫЙ, СЕРЫЙ или ЧЕРНЫЙ цвет, кроме рукояток управления СБРОС, выполняющих
функции СТОП / ВЫКЛ. Цвет таких рукояток управления операциями СТОП / ВЫКЛ. должен соответствовать цвету рукояток управления СТОП / ВЫКЛ., как указано выше.

ГОСТ 21658-76 Освещение и световая сигнализация самолетов и вертолетов. Термины и определения

Текст ГОСТ 21658-76 Освещение и световая сигнализация самолетов и вертолетов. Термины и определения

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ОСВЕЩЕНИЕ И СВЕТОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ
САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ

Термины и определения

Lighting and light warning for aeroplane
and helicopter. Terms and definitions

Срок действия с 01.07.77
до 01.07.82*
___________________________________
* Ограничение срока действия отменено.
(ИУС N 12, 1980 год). — Примечание «КОДЕКС».

Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 30 марта 1976 г. N 715 срок действия установлен с 01.07. 1977 г. до 01.07. 1982

Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области освещения и световой сигнализации самолетов и вертолетов.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, учебниках, учебных пособиях, технической и справочной литературе.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина не допускается. Недопустимые к применению термины-синонимы приведены в стандарте в качестве справочных и обозначены «Ндп».

Для отдельных стандартизованных терминов в стандарте приведены в качестве справочных их краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования.

В случаях, когда существенные признаки понятия содержатся в буквальном значении термина, определение не приведено и, соответственно, в графе «Определение» поставлен прочерк.

В стандарте приведен алфавитный указатель содержащихся в нем терминов.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая форма — светлым, а недопустимые синонимы — курсивом.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1. Авиационный световой прибор

Устройство с источником света, устанавливаемое внутри или снаружи самолета или вертолета для освещения или световой сигнализации

2. Авиационный световой сигнал

Форма представления информации в виде светящейся поверхности различной конфигурации и цвета в авиационном световом приборе

3. Внешнее авиационное осветительное оборудование

Внешнее осветительное оборудование

Совокупность авиационных световых приборов, устанавливаемых на самолете или вертолете для освещения их наружных поверхностей и окружающего пространства

4. Внутреннее авиационное осветительное оборудование

Внутреннее осветительное оборудование

Совокупность авиационных световых приборов, обеспечивающих освещение оборудования, кабин экипажа и других помещений самолета или вертолета

5. Внешнее авиационное светосигнальное оборудование

Внешнее светосигнальное оборудование

Совокупность авиационных световых приборов, устанавливаемых на самолете или вертолете для передачи различной информации на другие самолеты или вертолеты и (или) землю

6. Внутреннее авиационное светосигнальное оборудование

Внутреннее светосигнальное оборудование

Совокупность авиационных световых приборов, устанавливаемых в кабине и (или) салоне самолета или вертолета для передачи информации членам экипажа или пассажирам в виде авиационных световых сигналов

ВНЕШНЕЕ АВИАЦИОННОЕ ОСВЕТИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

7. Авиационная взлетно-посадочная фара (АВПФ)

Авиационный световой прибор, предназначенный для освещения пространства перед самолетом или вертолетом при взлете и посадке

8. Авиационная рулежная фара (АРФ)

Авиационный световой прибор, предназначенный для освещения пространства перед самолетом или вертолетом при рулении

9. Авиационная посадочно-рулежная фара (АПРФ)

Авиационный световой прибор, предназначенный для освещения пространства перед самолетом или вертолетом при посадке, взлете и рулении

10. Вертолетная посадочно-поисковая фара (ВППФ)

Авиационный световой прибор, предназначенный для освещения места аварийно-спасательных или погрузочно-разгрузочных работ, выбора посадочной площадки и посадки вертолета

11. Авиационная фара освещения передней кромки крыла (АФОПКК)

Фара передней кромки

12. Авиационная фара освещения воздухозаборника (АФОВ)

13. Авиационная фара освещения стабилизатора (АФОС)

14. Авиационная фара освещения погрузочной площадки (АФОПП)

Фара погрузочной площадки

15. Авиационная фара освещения эмблемы (АФОЭ)

16. Самолетная фара освещения агрегата заправки (АФОАЗ)

17. Самолетная фара освещения аварийного выхода

Фара аварийного выхода

ВНЕШНЕЕ АВИАЦИОННОЕ СВЕТОСИГНАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

18. Авиационный проблесковый световой маяк (АПСМ)

Авиационный световой прибор, предназначенный для обозначения местонахождения самолета или вертолета с помощью периодически посылаемых авиационных световых сигналов

19. Аэронавигационный огонь (АНО)

Авиационный световой прибор, предназначенный для зонального обозначения самолета или вертолета с помощью авиационных световых сигналов разного цвета.

20. Авиационный огонь выпуска шасси (АОВШ)

Авиационный световой прибор, предназначенный для сигнализации о выпущенном положении шасси самолета или вертолета, идущего на посадку

21. Самолетный габаритный огонь (СГО)

Авиационный световой прибор, предназначенный для обозначения размаха крыльев самолета с помощью световых полос при рулении по аэродрому

22. Авиационный кодовый огонь (АКО)

Авиационный световой прибор, предназначенный для передачи информации на землю, самолет или вертолет с помощью вспышек установленной частоты и (или) цвета

23. Авиационный строевой огонь (АСО)

Авиационный световой прибор, предназначенный для обозначения контуров самолета или вертолета при выполнении полета строем

24. Вертолетный контурный огонь (ВКО)

Авиационный световой прибор, предназначенный для обозначения концов лопастей несущего винта вертолета

25. Авиационный огонь сброса груза (АОСГ)

Авиационный световой прибор, предназначенный для выдачи информации ведомым самолетам или вертолетам и (или) на землю о моменте сбрасывания груза

26. Сигнальный огонь самолета-заправщика (СОСЗ)

Авиационный световой прибор, предназначенный для передачи информации посредством авиационных световых сигналов разного цвета о дистанции между самолетами, моментах сцепки и расцепки агрегатов заправки в процессе заправки топливом в полете

27. Якорный огонь гидросамолета (ЯОГ)

Авиационный световой прибор, предназначенный для обозначения гидросамолета, стоящего на якоре

28. Огонь «вода в отсеках»

Авиационный световой прибор, предназначенный для сигнализации о наличии воды в отсеках гидросамолета

ВНУТРЕННЕЕ АВИАЦИОННОЕ ОСВЕТИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

29. Авиационный кабинный светильник (АКС)

Авиационный световой прибор, предназначенный для общего освещения кабины экипажа самолета или вертолета

30. Авиационный салонный светильник (АСС)

Авиационный световой прибор, предназначенный для общего освещения пассажирских салонов самолета или вертолета

31. Авиационный светильник вспомогательных помещений (АСВП)

Светильник вспомогательных помещений

Авиационный световой прибор, предназначенный для общего освещения технических отсеков, отсеков шасси, мотогондол, багажных и других помещений самолета или вертолета

32. Авиационный кабинный светильник местного освещения (АКСМО)

Кабинный светильник местного освещения

Авиационный световой прибор, предназначенный для местного освещения рабочих мест членов экипажа и оборудования в кабинах самолета или вертолета

33. Авиационный операционный светильник

Авиационный световой прибор, предназначенный для выполнения врачебных операций на борту самолета или вертолета в воздухе и на земле

34. Авиационный индивидуальный салонный светильник (АИСС)

Индивидуальный салонный светильник

Авиационный световой прибор, предназначенный для индивидуального пользования пассажиром

ВНУТРЕННЕЕ АВИАЦИОННОЕ СВЕТОСИГНАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

35. Авиационный светосигнализатор

Ндп. Сигнальная лампа

Авиационный световой прибор, предназначенный для выдачи информации в виде авиационных световых сигналов в самолете или вертолете

36. Авиационное светосигнальное табло

Авиационный светосигнализатор, предназначенный для выдачи информации членам экипажа или пассажирам самолета или вертолета в виде светящейся надписи

37. Авиационный центральный сигнальный огонь (АЦСО)

Центральный сигнальный огонь

Ндп. Центральный светосигнализатор

Авиационный светосигнализатор, предназначенный для привлечения внимания и информации членов экипажа самолета или вертолета о включении световых сигналов первостепенной важности

38. Авиационный аварийный световой сигнал

Аварийный световой сигнал красного цвета, предназначенный для информации членов экипажа самолета или вертолета о возникновении аварийной ситуации, требующей немедленного вмешательства

39. Авиационный предупреждающий световой сигнал

Авиационный световой сигнал желтого цвета, предназначенный для информации членов экипажа самолета или вертолета о нарушениях нормальной работы отдельных агрегатов и систем, не создающих аварийной ситуации, требующих включения того или иного агрегата

40. Авиационный уведомляющий световой сигнал

Авиационный световой сигнал зеленого цвета, предназначенный для информации членов экипажа самолета или вертолета о нормальной работе особо важных агрегатов и систем

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector