Противопожарные требования к лифтам
Пожарная безопасность: характерные нарушения и разъяснения требований норм
В соответствии с требованиями пункта 7.15 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» в каждом пожарном отсеке зданий и сооружений класса Ф1.1 (здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений) высотой более 10 метров, зданий и сооружений класса Ф1.3 (многоквартирные жилые дома) высотой более 50 метров, зданий и сооружений иных классов функциональной пожарной опасности высотой более 28 метров, подземных автостоянок, имеющих более двух этажей, должны предусматриваться лифты для транспортирования пожарных подразделений.
Лифты для транспортирования пожарных подразделений являются составной частью комплекса инженерного оборудования зданий и сооружений различного назначения, а также одним из видов пожарно-технических средств, обеспечивающих перемещение пожарных подразделений на этажи зданий (сооружений) различного назначения для выполнения работ по спасанию людей, обнаружению и тушению пожара.
В соответствии с ГОСТ Р ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности» перед дверьми шахт лифтов для пожарных должны быть предусмотрены лифтовые холлы (тамбуры), с размерами, указанными в соответствующих нормативных документах. Ограждающие конструкции лифтовых холлов (тамбуров) должны быть выполнены из противопожарных перегородок 1-го типа (с пределом огнестойкости не менее EI 45) с противопожарными дверями 2-го типа (с пределом огнестойкости не менее EI 30) в дымогазонепроницаемом исполнении. Удельное сопротивление дымогазопроницанию дверей не должно быть менее 1,96.
При проектировании и монтаже указанных дверей довольно часто упускаются требования по исполнению данных дверей в дымогазонепроницаемом исполнении. Устанавливаются противопожарные двери с пределом огнестойкости 30 минут предел огнестойкости которых наступает по потере целостности (Е) и потере теплоизолирующей способности (I) при нормируемом исполнении EIS с площадью остекления не более 25 процентов и EISW c площадью остекления более 25 процентов. Предельное состояние по огнестойкости по признаку (S) означает дымогазонепроницаемость, (W) достижение предельной величины плотности теплового потока.
Таким образом установленные в лифтовые холлы двери при наличии лифтов для транспортировки пожарных подразделений в соответствии с пунктом 7.15. СП 4.13130.2013 должны быть сертифицированы по признакам предельных состояний EIS с площадью остекления не более 25 процентов и EISW c площадью остекления более 25 процентов. Установка контура уплотнения, обеспечивающая дымогазонепроницаемость противопожарных дверей, производится в специальные пазы в условиях производства в соответствии с техническими условиями изготовителя и невозможна при монтаже на строительной площадке.
Обращаем внимание на необходимость предварительного изучения предоставляемых продавцом сертификатов и технической документации на соответствие устанавливаемых противопожарных дверей требованиям ГОСТ Р 53296-2009.
Лифты для пожарных подразделений
Чем отличаются лифты для перевозки пожарных подразделений от лифтов грузоподъемностью 630 кг кроме отделки? Что изменилось в требованиях в последнее время после НПБ 250-97?
Можно ли совместить его с лифтом для перевозки инвалидов?
Спасибо
Требования к лифтам для транспортировки подразделений пожарной охраны установлены:
— пунктами 5.1, 5.2, 6, 7 ГОСТ Р 53296–2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности» (включены в «Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»», утвержденный приказом Росстандарта от 30 апреля 2009 г. № 1573);
— ГОСТ Р 52382–2010 (ЕН 81-72:2003) «Лифты пассажирские. Лифты для пожарных» (включен в «Перечень национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения, которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента «О безопасности лифтов», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. № 782», утвержденный приказом Росстандарта от 13.04.2010 № 1200).
Чтобы понять «чем отличаются» и «что изменилось» необходимо ознакомиться в указанными выше документами.
Требования к лифтам, предназначенным в том числе для инвалидов и других маломобильных групп населения, установлены:
— ГОСТ Р 51631-2008 (ЕН 81-70:2003) «Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения» (включен в «Перечень национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения, которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента «О безопасности лифтов», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. № 782», утвержденный приказом Росстандарта от 13.04.2010 № 1200).
Но это – не требования пожарной безопасности.
Думаю, что совмещать лифты для транспортировки подразделений пожарной охраны и лифты, предназначенные в том числе для инвалидов и других маломобильных групп населения, можно.
При этом необходимо соблюсти одновременно все перечисленные выше требования.
На мой взгляд, целесообразно это делать в случае, если одновременно выполняются два условия:
— здание необходимо оборудовать одновременно лифтами для транспортировки подразделений пожарной охраны и лифтами, предназначенными в том числе для инвалидов и других маломобильных групп населения,
— лифты, предназначенные в том числе для инвалидов и других маломобильных групп населения, предполагается использовать для спасения групп населения с ограниченными возможностями передвижения во время пожара.
По этому вопросу рекомендую также ознакомиться с требованием пункта 15 статьи 89 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
Лифтовой холл: каким он должен быть?
Пассажирские лифты в жилом доме обычно размещают в едином объемно-планировочном пространстве, включающим шахту, лестнично-лифтовой холл, чтобы:
- увеличить производительность вертикального транспорта;
- установить одну схему управления для нескольких лифтов, разместив в одном машинном помещении;
- сделать эффективным техническое обслуживание грузоподъемных механизмов;
- усовершенствовать вентиляционную схему, обеспечивающую подпор воздушных потоков в шахты, лифтовые тамбуры.
Проектировщики считают рациональным размещение лифтового узла с холлом в центральной части здания, чтобы сократить расстояние между помещениями и вертикальным транспортом.
- Особенности холла для пожарных лифтов
- Двери в лифтовой холл
- Материалы изготовления и цена
Требования к лифтовым холлам
Основные нормы, регламентируются правилами:
- СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Обновленная версия СНиП 31-06-2009;
- СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные». Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003;
- НПБ 250-97 «Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования».
Согласно своду правил выход из кабины обеспечивается сквозь холл вертикального транспортного средства (допускается совмещение с вестибюлем, если позволяет площадь). При проектировании помещения холла учитываются конструктивные особенности: оптимальное местоположение, пожарная безопасность и габариты. Четкое соблюдение условий необходимо для безопасной быстрой эвакуации людей при возникновении чрезвычайной ситуации.
Размеры
Габариты лестнично-лифтового холла определяются на основании:
- ширины кабины, глубины;
- числа лифтов в одной линии.
Используются несколько компоновочных схем местоположения лифтового оборудования: однорядная и групповая. В одну линию разрешается размещать не более четырех штук, в группе – до восьми. Организация, эксплуатирующая подъемные машины, обязана обеспечивать их рабочее состояние, проводить регулярное техническое обслуживание, своевременно приобретать лифтовые запчасти.
Ширина
Минимальная ширина лифтового холла общественного здания составляет 2, максимальная – 5 метров. Расчет осуществляется таким образом:
- при установке лифтов в одну линию ширина тамбура принимается не ниже габарита кабины по глубине, умноженной на коэффициент 1,3. Соответственно, размер пассажирского подъемника при однорядном расположении обязан составлять: 2 метра — если глубина кабины до 1,5 м, 2,5 — когда размер равняется 1,5 — 2 м.
- для двухрядного размещения величина глубины кабины удваивается, однако не может быть более 5 метров.
Лифты с глубиной кабины равной 2100 мм и более, обязаны обладать шириной лифтового холла не менее 2,5 метра.
Глубина
Параметр имеет существенное значение, особенно для подъема/спуска больных на носилках, детских колясок. Размер прилифтовой территории от стенки шахты до противолежащей стены холла принимается не меньше максимальной величины глубины кабины. Глубина холла равна или больше:
- 1,5 м при однорядном размещении с кабиной 1,1 м, грузоподъемностью 630-1000 килограмм;
- 2,1 м для такого же расположения, но с кабиной 2,1 м;
- 1,8 и 2,5 м для двухрядного размещения лифтов с глубиной кабин 1,1 и 2,1 м;
Приведенные значения не учитывают проходимость людей, не пользующихся лифтами.
Пожарная безопасность
Интенсивное распространение огня по вертикальным коммуникациям, при использовании горючих материалов в отделке, способно достигнуть катастрофических размеров до прибытия пожарных подразделений. Поэтому отделка тамбура подъемного устройства выбирается низкой горючести. Не допускается отделка материалами класса горючести Г3 и выше, дымообразования Д3, воспламеняемости В3. Выбирая отделочные материалы, стоит использовать металл, плитку, камень, огнестойкое стекло.
Класс горючести покрытия пола, независимо от размеров помещения, не должен быть выше «умеренной».
Расположение лифтов, габариты холла, зона безопасности (безопасное место, позволяющее защитится от пожара), тщательно рассчитываются не только из соображений удобства – все параметры обязаны соответствовать требованиям безопасной эксплуатации инженерного оборудования любого сооружения.
Отдельного внимания заслуживает защита безопасных зон для МГН (маломобильные группы населения). Рекомендуется оснащать лифтовые узлы системами сигнализации предоставляющими возможность моментального оповещения о возгорании, задымлении.
Запрещается располагать рядом с холлом кладовые с легко воспламеняющимися горючими вещами, делать выходы прямо к лифтам.
Пути эвакуации
Согласно нормам СНиП 21-01-97 эвакуационным считается выход ведущий наружу из здания первого этажа сквозь фойе, коридор, лестничную клетку, с остальных этажей на лестничную клетку и лестницу третьего типа (наружное открытие).
Запрещает пользоваться лифтами и автоматическими лестницами при чрезвычайных ситуациях, а также выходами из шахт, предлифтовыми помещениями.
Эвакуация через лифтовой холл возможна лишь тогда, когда вертикальные коммуникации снабжены функцией транспортировки пожарных подразделений и отвечают требованиям к противопожарным преградам.
Пути эвакуации при чрезвычайной ситуации обязаны обозначаться на поэтажных планах строения, находиться на видном месте каждого уровня.
Освещение
Освещение лифтовых холлов осуществляется приборами общего и направленного действия: круглые сутки освещается площадка перед лифтом, а луч света одного из приборов направлен на створки вертикального транспорта. Количество поступающего света должно быть одинаковым во всех частях тамбура. Вертикальная плоскость обеспечивается качественным уровнем освещения, позволяющим отчетливо видеть кнопки подъемной машины.
В общественном здании пространство перед грузоподъемником чаще всего освещается люминесцентными лампами.
Экономить электроэнергию помогают светодиодные светильники, оборудованные датчиками с реакцией на шумы, передвижение. Срабатывая при возникновении движения, сенсор переводит оборудование в активное состояние.
Особенности холла для пожарных лифтов
Особые требования предъявляются к тамбурам для пожарных подъемных машин. Согласно ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности», грузоподъемники для пожарных могут устанавливаться как в отдельном лифтовом холле так и в общем с остальными подъемными машинами. Располагающиеся на подземном и цокольном этажах лифтовые холлы должны оснащаться системой приточной автономной вентиляции, позволяющей создать избыточное давления при возгорании. Объем подаваемого воздуха определяется при помощи расчета скорости истечения 1,3 м/c сквозь одну распахнутую дверь тамбура подъемника для шахты, учитывая одну находящуюся в открытом состоянии дверь на этаже возгорания. Холл лифта оборудуется общедомовой системой извещения о пожаре. Если происходит срабатывание системы, грузоподъемник переходит в спецрежим “пожарная опасность”.
Двери в лифтовой холл
Используемые в современных постройках модели дверей бывают разной конструкции. Все чаще можно встретить двупольную дверь с остеклением, позволяющим сделать пространство перед подъемником более светлым. Используемые в офисных постройках модели зачастую однопольные глухие (без остекления).
Противопожарная дверь лифтового тамбура отвечает следующим требованиям:
- препятствует проникновению огня
- обеспечивает беспрепятственный выход
- защищает пассажиров пребывающих внутри
- сдерживает воздействие огня на оборудование
Блоки двери в предлифтовой холл, ведущие на лестничные площадки, в коридоры общественного использования и тамбуры-шлюзы, оснащаются уплотнителями и доводчиками для надежного притвора. Нельзя ставить запоры, замки, щеколды снаружи и изнутри. Для монтажа используется противопожарная дверь с глухими полотнами, в сооружениях выше 15 метров разрешается ставить дверные блоки, оформленные армированным стеклом, способным выдержать высокие температуры. Размер окошка обязан составлять не более 25 % от площади двери.
Конструктивно изделие состоит из каркаса, произведенного из цельного холоднокатаного листа металла (возможно изготовление из полотна, профильной трубы). Улучшить огнеупорные свойства помогают следующие элементы:
- лента, расширяющаяся при нагреве
- высокой плотности базальтовая плита
- удерживающий дым специальный контур
Огнестойкость изделия находиться выше EI30. Это позволяет сдерживать распространение горения 30 минут, давая возможность локализовать очаг возгорания, произвести эвакуацию жителей при возникновении чрезвычайной ситуации. Данные модели проходят специальные испытания согласно ГОСТ 57327-2016.
Помочь безопасно покинуть помещение может конструкции дверей с системой “антипаника” устанавливающихся на маршруте экстренной эвакуации. Данная конструкция позволяет нажатием на ручку открыть дверь изнутри.
Огнестойкая дверь требуется в холле, когда кабина подъемного устройства не имеет противопожарной преграды. Если в здании установлены противопожарные двери, монтировать огнеупорные конструкции в тамбуре не обязательно.
Пожаропрочные металлоконструкции устанавливаются в тамбурах подъемников следуя нормам СП 4.13130.2013 в следующих случаях:
- в строении присутствует зона безопасности для маломобильной группы населения;
- грузоподъемник перевозит пожарные подразделения
Особые требования предъявляются к дверям для пожарных подразделений. Противопожарные нормы проектирования обязывают устанавливать дымогазонепроницаемые двери 2-го типа и перегородки противопожарные первого типа ограждающие тамбур подъемника. Сопротивление дверей дымогазопроницанию не может быть менее 1.96-105 м3/кг. Тамбуры подъемника оснащаются системами приточной вентиляции.
Материалы изготовления и ориентировочная стоимость
Материал | Класс огнеупорности (EI) | Стоимость (рублей) |
дерево | 30, 60 | от 11 000 |
металл | 30, 60, 90 | от 8 500 |
стекло | 30, 45, 60 | от 24 000 |
Приведенные цены и характеристики могут существенно отличаться у разных производителей. Данная информация носит ознакомительный характер.
Пожарная безопасность:
догмы, бюрократия
и суровая действительность
Одна из них — запрет на использование лифтов для эвакуации при пожаре.
Поднявший этот вопрос начальник управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России Александр Красавин, высказал недоумение: не понятно по каким соображениям этот устаревший в свете современных технологий запрет до сих пор сохраняется.
Техника меняется, а догмы остаются…
Те причины, которые более четверти века назад препятствовали использованию лифтов для эвакуации в случае пожара, очевидны, пояснил докладчик. Они состояли в задымлении шахты и кабин лифтов, прекращении подачи электроэнергии из-за пожара, остановке лифта на этаже, охваченном огнем, деформации и заклинивании дверей лифтов на этаже пожара, попадании воды от тушения пожара в шахту лифтов, а также в возможном переполнении кабин лифтов. Однако сегодня эти факторы практически устранены.
Так, в соответствии с действующими требованиями предусмотрена противодымная защита лифтовых шахт, электроснабжение пожарных лифтов обеспечивается по особой группе первой категории надежности от трех независимых источников электроснабжения, а ограждающие конструкции лифтовых шахт предусматриваются с максимальным пределом огнестойкости, как для несущих конструкций зданий.
Кроме того, предусматривается установка противопожарных дверей с пределом огнестойкости 60 минут, обеспечивается формирование специального алгоритма работы лифтов в зависимости от места возникновения пожара, при входе в лифт проводится поэтажное устройство лифтовых холлов, огражденных огнестойкими противопожарными перегородками и обеспеченных противодымной защитой, что позволяет их использовать в качестве пожаробезопасных зон.
Таким образом, требования к противопожарной защите и лестничных клеток, и лифтовых шахт идентичны. Предусматриваемые в проектах решения по обеспечению выполнения этих требований тоже одинаковы. Однако, тем не менее, в соответствии с российскими нормами по лестницам эвакуироваться можно, а при помощи лифтов — нельзя. И это при том, что именно отечественные ученые еще в конце шестидесятых годов ХХ века предложили концепцию использования лифтов для эвакуации людей на начальной стадии пожара. Советский и российский выдающийся ученый профессор В. Холщевников значительную часть своей жизни посвятил исследованию данного вопроса.
На лифте — вчетверо быстрее!
В России и за рубежом для решения этих проблем были проведены многочисленные научные исследования и испытания, подтвердившие необходимость внедрения комбинированного способа эвакуации людей с использованием, как лестниц, так и лифтов. Время выхода людей из здания при таком способе эвакуации сокращается в три-четыре раза, что было подтверждено как расчетными методами, так и в ходе испытаний. Не удивительно, что сегодня в зарубежных странах использование лифта для эвакуации при пожаре стало нормой. В международных стандартах уже более десяти лет назад введено понятие «эвакуационный лифт», а также регламентированы требования к его конструктивным решениям и организации использования. Проведенные специалистами результаты анкетного опроса показали, что за рубежом действительно значительная часть людей в случае пожара в многоэтажных зданиях использует для эвакуации именно лифты.
У «них» — можно, а у «нас» — нельзя!
У нас же вместо прогресса по этому вопросу произошло движение в обратном направлении. Дело в том, что требования, содержащиеся в ранее действовавших МГСН, допускали возможность эвакуации людей при помощи лифтов.
Кроме того, с 2012 года в России действует стандарт Национального объединения строителей СТО НОСТРОЙ, целый раздел которого посвящен вопросам эвакуации людей с использованием лифтов. В 2014 году Росстандартом был принят ГОСТ, устанавливающий требования безопасности к лифтам, используемым для эвакуации инвалидов. Но для кого эти нормативы, если пользоваться лифтами при пожаре по-прежнему нельзя?
В результате в скоплениях людей в довольно узких лестничных маршах кто-то пострадает от удушья в несущейся вниз толпе, кого-то и вовсе могут затоптать, если человек упал… И это мы говорим о здоровых людях, оказавшихся на переполненных лестничных клетках, а как быть пожилым, инвалидам, детям?
Государство же, сохраняя верность полувековым традициям, исключает возможность использования лифтов для эвакуации людей и тратит огромные средства на повсеместное устройство «пожаробезопасных зон» для маломобильных групп населения. При этом не очевидно, что данные решения, с точки зрения обеспечения безопасности людей с ограниченными физическими возможностями, более эффективны.
Этот вопрос стоит очень остро и требует скорейшего разрешения, — резюмировал Александр Красавин.
Под зорким оком государевым
Другой, весьма «горящий» вопрос, который обсуждался на конференции, касался проектирования объектов с массовым пребыванием людей.
Тот же спикер — Александр Красавин — сделал утверждение, что многофункциональные комплексы, состоящие из десятков тысяч квадратных метров и рассчитанные на единовременное пребывание тысяч людей, должны проектироваться под контролем государства. Речь, разумеется, шла о вопросах обеспечения пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей. На стадии проектирования нужно подходить к ним комплексно, обеспечив участие государства на протяжении всего жизненного цикла объектов. Для этого, считает Александр Красавин, необходимо внести изменения в статью 48.1 Градостроительного кодекса, определяющую перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе на федеральном уровне.
В настоящее же время в перечне отсутствуют здания и сооружения гражданского назначения, которые нередко могут быть самыми опасными для человека с точки зрения их пожарной безопасности. Еще более актуальной проблема становится, когда в проекте содержатся отступления от требований пожарной безопасности сводов правил, включенных в добровольные перечни к техническим регламентам. Тем не менее, государство такие объекты на стадии проектирования не контролирует. Вопросы обеспечения пожарной безопасности в данном случае полностью отданы негосударственным экспертным организациям.
Аналогичная ситуация возникает и с уникальными объектами, — кодекс не относит к ним гигантские многофункциональные комплексы, состоящие из десятков тысяч квадратных метров и рассчитанные на единовременное пребывание многих тысяч людей. Для получения разрешения на строительство объектов, по масштабам зачастую сопоставимых с целым городом, также достаточно получения заключения негосударственной экспертизы.
— Я ни в коей мере не хочу ставить под сомнение профессионализм негосударственных экспертных организаций, но, тем не менее, контроль со стороны государства за правильностью и обоснованностью принятых решений на стадии проектирования подобных объектов необходим, наверное, ничуть не меньше чем в отношении многих других категорий объектов, подлежащих исключительно государственной экспертизе, — уверен Александр Красавин.
С целью обеспечения пожарной безопасности на всем протяжении жизненного цикла объектов с массовым пребыванием людей Александр Красавин предлагает рассмотреть возможность корректировки Перечня особо опасных и уникальных объектов, включив в него дополнительные категории, такие, как «объекты с массовым пребыванием людей» и «объекты, запроектированные по индивидуальным нормативам в соответствии с требованиями СТУ». В этом случае сложнейшие вопросы обеспечения их пожарной безопасности будут находиться под государственным контролем на стадии проектирования.
«Непожарная» актуализация «пожарных» нормативов
Также в ходе своего доклада представитель Главгосэкспертизы России обратил внимание слушателей на низкую эффективность актуализации нормативных актов, проводимой в целях устранения существующих сложностей по вопросам пожарной безопасности. Ежегодно разрабатывается и обновляется большое количество сводов правил, но актуализированным нормативам не придается полноценный статус. Своды правил обновлены, но в приоритете остаются их старые редакции, включенные в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий. Так как данный Перечень был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации в 2014 году, то есть почти пять лет назад, на правоприменительную практику актуализация влияет мало.
— Кроме того, как показывает практика, актуализация зачастую не решает проблему тех требований, на которых как раз и спотыкаются проектировщики, и из-за которых регулярно вынуждены разрабатывать специальные технические условия. Хотя, конечно, на решение подобных проблемных требований и должна быть, в первую очередь, направлена актуализация, — констатировал Александр Красавин.
С внедрением риск-ориентированного подхода на стадии проектирования также нередко возникают сложности. Используемые сегодня методики не учитывают материальные риски и не позволяют обосновывать отступления от многих требований нормативных документов, включенных в добровольные перечни к техническим регламентам.
В проекте опасного производственного объекта, руководствуясь требованиями нормативных документов, специалисты часто вынуждены трижды выполнять комплексы сложнейших расчетов по схожим методикам, определяя значения риска в декларации промышленной безопасности, в противопожарных мероприятиях и в разделе ГОЧС. Результатом этого становятся многотомные собрания расчетов промышленного риска, пожарного риска и риска чрезвычайных ситуаций.
Правительством Российской Федерации в январе 2019 года был утвержден план мероприятий по «Трансформации делового климата». Учитывая, что в рамках его реализации одна из задач — оптимизация требований к проектной документации, то сложившееся положение дел по данному вопросу также нуждается в пересмотре.
(По материалам пресс-службы Главгосэкспертизы России)
Этот материал опубликован в июньском номере Отраслевого журнала «Строительство». Весь журнал вы можете прочитать или скачать здесь.
Противопожарные требования к лифтам
Пункт 7.15 СП 4.13130.2013 гласит: «В каждом пожарном отсеке зданий и сооружений класса Ф1.1 высотой более 10 метров, зданий и сооружений класса Ф1.3 высотой более 50 метров, зданий и сооружений иных классов функциональной пожарной опасности высотой более 28 метров, подземных автостоянок, имеющих более двух этажей, должны предусматриваться лифты для транспортирования пожарных подразделений». Для открытой надземной автостоянки высотой до 28 м, согласно требованиям данного норматива, лифты для пожарных подразделений не требуются.
Все места для МГН расположены на 1 этаже. Для удобства пользования имеется два обычных пассажирских лифта. Необходимо ли, чтобы они соответствовали требованиям, предъявляемым к лифтам для перевозки пожарных подразделений (в т.ч. с учетом СП 113.13330.2012 и СП 113.13330.2016)? Необходимо ли, чтобы они были рассчитаны на габариты человека на носилках (как в жилых и общественных зданиях)?
1. Положения пункта 5.1.34 в действующей редакции СП 113.13330.2012 формально распространяются на любые автостоянки, независимо от этажности и высоты здания, что представляется некорректным и не соответствующим положению пункта 7.15 свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно — планировочным и конструктивным решениям» (см. также последний абзац части 1 статьи 1 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).
Данное несоответствие устранено в новой редакции пункта 5.1.34 СП 113.13330.2016 и разъяснено в комментарии к пункту 5.1.34 СП 113.13330.2012, содержащимся на странице 41 Методического пособия «Проектирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности стоянок автомобилей» , разработанного ФАУ ФЦС в 2017 году для детализации требований СП 113.13330.2012, а именно: «Указанный лифт следует предусматривать в каждом пожарном отсеке, удовлетворяющем условиям, при которых необходимо устраивать такой лифт (условия, при которых требуется лифт с режимом работы «Перевозка пожарных подразделений», установлены пунктом 7.15 СП 4.13130.2013 — прим.). Например, если в автостоянке имеется два пожарных отсека с тремя подземными этажами и один двухэтажный надземный пожарный отсек, в надземном пожарном отсеке лифт с режимом работы «Перевозка пожарных подразделений» предусматривать не требуется».
2. Первый абзац пункта 5.1.25 СП 113.13330.2016 , включённого в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», гласит: «В зданиях многоэтажных стоянок автомобилей лифты должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности».
То есть, если установка лифтов в многоэтажной автостоянке предусматривается, то эти лифты должны соответствовать ГОСТ Р 53296-2009.
О необходимости и целесообразности выполнения требований стандартов и сводов правил, включённых в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» — см. информацию по адресу: https://www.normacs.info/answers/3290.
3. Требование пункта 5.2.3 ГОСТ Р 52382-2010 «ЕН 81-72:2003. Лифты пассажирские. Лифты для пожарных» (стандарт является ссылочным в ГОСТ Р 53296-2009 — прим.), регламентирующего минимальные размеры кабины лифта, обеспечивающей возможность транспортирования спасаемых людей на носилках, распространяется на лифты, устанавливаемые в зданиях соответствующего функционального назначения: медицинские учреждения со стационаром, дома престарелых, хосписы и др., соответственно на здания автостоянок данное требование не распространяется.
Пожарная безопасность в лифтах: встречаем новые ГОСТы
2019 год выдался плодовитым на стандарты, посвященные лифтам и пожарной безопасности лифтового оборудования. Только в марте этого года вступил в силу «ГОСТ 34305-2017 (EN 81-73:2016). Лифты пассажирские. Лифты для пожарных» и теперь встречаем очередные межгосударственные стандарты:
· «ГОСТ 34442-2018 (EN 81-73:2016). Лифты. Пожарная безопасность»;
· «ГОСТ 34441-2018. Лифты. Диспетчерский контроль. Общие технические требования».
Их действие начинается с 1 мая 2019 года, а вот на том, какие вопросы пожарной безопасности регламентируют эти ГОСТы, остановимся подробнее.
Требования нового ГОСТ 34442-2018 распространяются на все пассажирские и грузовые лифты, не предназначенные для использования во время пожара, но устанавливаемые в зданиях, оборудованных системами пожарной сигнализации (АУПС), и должны учитываться при проектировании и строительстве зданий.
Стандарт содержит перечень важнейших для лифтов опасных ситуаций и событий, требующих принятия мер по их устранению. В этот перечень входят механические опасности, опасность блокировки в кабине, удара дверьми, воздействие высокой температур или дыма и неправильное размещение знаков безопасности.
Основные положения безопасности и защитные меры изложены в разделе 5 стандарта. Они включают требования к назначенным на случай пожара этажам, к работе лифта в режиме «Пожарная опасность», к ручному переключателю в режим «Пожарная опасность», к работе лифта после получения сигнала о возникновении поджара. В частности, требованиями ГОСТа предписывается в случае получения сигнала о пожаре направлять все лифты на назначенный этаж в принудительном порядке и обеспечивать выход всех пассажиров из кабины. Все прочие приказы вызовов с этажей приниматься и исполняться не должны, а ранее зарегистрированные команды аннулируются и не выполняются. Лифт при этом без остановок следует на назначенный этаж, где бы он не находился в момент срабатывания сигнализации.
Устройство реверса дверей лифта, которое может быть повреждено высокими температурами, необходимо отключить, чтобы не возникало препятствия закрытию дверей. В случае выхода из строя лифта, входящего в систему группового управления, остальные лифты должны иметь возможность беспрепятственно двигаться на назначенный этаж, а после прибытия открыть двери и не принимать новые приказы управления.
После снятия сигнала о возникновении пожара или при переводе ручного переключателя режима работы в соответствующее положение лифт возвращается в режим «Нормальная работа».
Что касается материалов, используемых для изготовления лифтов, то согласно стандарту, они не должны провоцировать возникновение пожарной опасности. Выбирать их необходимо с учетом требований соответствующих ГОСТов в зависимости от пожарной категории здания.
Проверка выполнения защитных мер и требований безопасности, предъявляемых к лифтам, производится соответствии с Таблицей 2 стандарта.
Другой стандарт — ГОСТ 34441-2018 — содержит требования к устройствам диспетчерского контроля, которым оборудуются лифты.
Пунктом 6 документа рекомендовано оснащать устройство диспетчерского контроля внутренней переговорной связью между кабиной и местом, из которого осуществляется аварийная эвакуация.
Пункт 7 стандарта предписывает обеспечивать двустороннюю переговорную связь в режиме «Перевозка пожарных подразделений» в лифтах для пожарных между кабиной лифта и:
· основным посадочным этажом;
· другими местами связи — диспетчерским пунктом или центральным пунктом управления системы противопожарной защиты (при их наличии).
Целью разработки и применения новых ГОСТов является уменьшение риска блокировки пользователей в кабине лифта и воздействию на них опасных факторов пожара, а также обеспечение пожарных подразделений информацией о нахождении пассажиров в кабине лифта.
Лифты для пожарных: безопасность в высотных зданиях
Влагозащищенные лифты
Некоторые модели в процессе изготовления или модернизации лифта защищаются от воздействия влаги. Но поскольку это довольно дорогостоящая функция, большинство заказчиков отказываются от этой мысли. Влагозащищенные лифты часто применяются в тех случаях, когда они устанавливаются в местах, где возможно прямое воздействие воды (на улицах) или в местах, где может образовываться конденсат. Также такие лифты хорошо справятся с перевозкой бригады пожарных и могут эксплуатироваться для тушения пожара.
Специальные лифты для пожарных – необходимая часть конструкции многоэтажного здания. Как правило, такие лифты, независимо от количества этажей, перемещаются по высоте всего здания, а не отдельных уровней, по которым может ездить обычный пассажирский лифт.
Сегодня требования к конструкции и эксплуатации пожарных лифтов прописаны в ГОСТ Р 52382-2005 «Лифты пассажирские. Лифты для пожарных» и ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности». Работа обычных лифтов во время возникновения пожароопасной ситуации зафиксирована в ГОСТ Р 52383-2005 «Лифты. Пожарная безопасность».
Если пожарный лифт установлен в высотном здании, то требования к ним регламентируются еще и специальными техническими условиями (СТУ), которые составляются для каждого конкретного объекта с учетом его конструктивных особенностей.
Схемы работы лифтов по время пожара
При возникновении возгорания все лифты, которыми оборудованы здания, спускаются на основной посадочный этаж и открывают все двери. В таком состоянии все лифты блокируются до того момента, пока угроза пожара полностью не будет ликвидирована и система пожарной безопасности не будет отключена.
Лифт для пожарных также приезжает на главный посадочный этаж и в заблокированном состоянии и открытыми дверьми стоит до прибытия пожарных. Они, в свою очередь, могут привести в работу лифт посредством специального ключа. В этом случае лифт будет осуществлять перевозку не в обычном, а в пожарном режиме. Подобный режим значительно отличается от обычной эксплуатации и зафиксирован в специальных нормативных документах.
Также пожарный лифт имеет значительные отличительные особенности в конструкции, в отличие от обычного. Например, в нем не могут устанавливаться сенсорные панели управления. Все управление осуществляется только кнопками нажимного действия. Интересно, что такой подъемник распознает не только нажатие, но и отпускание кнопки. Во время пожара двери такого специализированного лифта не открываются по прибытии на этаж назначения. Это происходит только по команде пожарного изнутри кабины. Открытие дверей происходит очень медленно. Это сделано для того, чтобы сотрудник мог успеть оценить ситуацию, происходящую на этаже и, в случае необходимости, отдать команду на закрытие дверей.
Двери шахты в пожарных лифтах огнестойки и способны выдерживать воздействие огня до 60 минут. В обычных пассажирских лифтах Otis, ThyssenKrupp, а также отечественных производителей – лифтов ШЛЗ или Карачаровского завода – также часто устанавливают двери с часовой огнестойкостью, хотя это не является обязательным требованием.
Противопожарные требования к лифтам
Огнестойкость дверей шахт грузовых лифтов и грузовых подъемников.
Какие требования предъявляются к дверям шахт грузовых лифтов и подъемников?
Согласно Федеральному закону от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Статья 88. Требования к ограничению распространения пожара в зданиях, сооружениях, пожарных отсеках.
1. Части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.
15. Ограждающие конструкции лифтовых шахт расположенных вне лестничной клетки и помещений машинных отделений лифтов (кроме расположенных на кровле), а также каналов и шахт для прокладки коммуникаций должны соответствовать требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам 1-го типа и перекрытиям 3-го типа. Предел огнестойкости ограждающих конструкций между шахтой лифта и машинным отделением лифта не нормируется.
16. Дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт с выходами из них в коридоры и другие помещения, кроме лестничных клеток, должны защищаться противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее EI 45, автоматически закрывающими дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, либо лифтовые шахты в зданиях и сооружениях должны отделяться от коридоров, лестничных клеток и других помещений тамбурами или холлами с противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа.
Согласно ГОСТ Р 53297-2009 «Лифты пассажирские и грузовые.» Лифт — стационарная грузоподъемная машина периодического действия, предназначенная для подъема и спуска людей и (или) грузов в кабине, движущейся по жестким прямолинейным направляющим, у которых угол наклона к вертикали не более 15 град. Таким образом, если в шахте лифта установлены: строительные подъемники, электрические тали, то к ним предъявляются требование как к лифтам, считая их грузовыми лифтами и требования к ним предъявляются соответствующие.
Когда на предприятии была проверка инспекцией ГПН, то одно из замечаний, было: Дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт с выходами из них в коридоры и другие помещения, не защищены противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее EI 45, несмотря на то, что в шахте установлен строительный подъемник с имеющимся паспортом на него.
Установка таких подъемников обуславливается тем, что грузовые подъемники не подлежат регистрации в органах Ростехнадзора, но к ним предъявляются соответствующие требования норм пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, предъявляемые к лифтам в открытой надземной автостоянке высотой до 28 м.
Пункт 7.15 СП 4.13130.2013 гласит: «В каждом пожарном отсеке зданий и сооружений класса Ф1.1 высотой более 10 метров, зданий и сооружений класса Ф1.3 высотой более 50 метров, зданий и сооружений иных классов функциональной пожарной опасности высотой более 28 метров, подземных автостоянок, имеющих более двух этажей, должны предусматриваться лифты для транспортирования пожарных подразделений». Для открытой надземной автостоянки высотой до 28 м, согласно требованиям данного норматива, лифты для пожарных подразделений не требуются.
Все места для МГН расположены на 1 этаже. Для удобства пользования имеется два обычных пассажирских лифта.
Вопрос:
Необходимо ли, чтобы они соответствовали требованиям, предъявляемым к лифтам для перевозки пожарных подразделений (в т.ч. с учетом СП 113.13330.2012 и СП 113.13330.2016)? Необходимо ли, чтобы они были рассчитаны на габариты человека на носилках (как в жилых и общественных зданиях)?
1. Положения пункта 5.1.34 в действующей редакции СП 113.13330.2012 формально распространяются на любые автостоянки, независимо от этажности и высоты здания, что представляется некорректным и не соответствующим положению пункта 7.15 свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно — планировочным и конструктивным решениям» (см. также последний абзац части 1 статьи 1 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).
Данное несоответствие устранено в новой редакции пункта 5.1.34 СП 113.13330.2016 и разъяснено в комментарии к пункту 5.1.34 СП 113.13330.2012, содержащимся на странице 41 Методического пособия «Проектирование мероприятий по обеспечению пожарной безопасности стоянок автомобилей» , разработанного ФАУ ФЦС в 2017 году для детализации требований СП 113.13330.2012, а именно: «Указанный лифт следует предусматривать в каждом пожарном отсеке, удовлетворяющем условиям, при которых необходимо устраивать такой лифт (условия, при которых требуется лифт с режимом работы «Перевозка пожарных подразделений», установлены пунктом 7.15 СП 4.13130.2013 — прим.). Например, если в автостоянке имеется два пожарных отсека с тремя подземными этажами и один двухэтажный надземный пожарный отсек, в надземном пожарном отсеке лифт с режимом работы «Перевозка пожарных подразделений» предусматривать не требуется».
2. Первый абзац пункта 5.1.25 СП 113.13330.2016 , включённого в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», гласит: «В зданиях многоэтажных стоянок автомобилей лифты должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности».
То есть, если установка лифтов в многоэтажной автостоянке предусматривается, то эти лифты должны соответствовать ГОСТ Р 53296-2009.
3. Требование пункта 5.2.3 ГОСТ Р 52382-2010 «ЕН 81-72:2003. Лифты пассажирские. Лифты для пожарных» (стандарт является ссылочным в ГОСТ Р 53296-2009 — прим.), регламентирующего минимальные размеры кабины лифта, обеспечивающей возможность транспортирования спасаемых людей на носилках, распространяется на лифты, устанавливаемые в зданиях соответствующего функционального назначения: медицинские учреждения со стационаром, дома престарелых, хосписы и др., соответственно на здания автостоянок данное требование не распространяется.